Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Актуальные проблемы России

Первоочередные меры модернизации России

Здесь приведены «Первоочередные меры» по материалам работы «Модернизация России: проблемы и пути их решения», выполненной авторским коллективом при Экспертно-аналитическом центре по модернизации и технологическому развитию экономики (руководитель разработки – академик РАН Нигматулин Р.И., президент Центра – Чуев А.В.).
 
1. Добычу нефти и газа следует сдавать компаниям в концессию на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого сырья. Добытые нефть и газ остаются в собственности государства, которое должно их продавать без офшоров и посредников.
Например, Лукойл выиграл тендер на добычу нефти в Ираке и получает 1,15 доллара за каждый добытый баррель. Все остальное остается в собственности Ирака. Добыча ископаемых по концессионным соглашениям – мировая практика; особенно – для экономически слаборазвитых стран, которые не могут создать базу для переработки сырья. Мы ведь тоже за 20 лет не построили ни одного НПЗ.
Концессионная система для нашей страны была бы очень полезна. Дело в том, что годовой экспорт российской нефти составляет примерно 250 млн. тонн (около 1,8 млрд. баррелей). При цене 110 и более долларов за баррель и при себестоимости добычи в России одного барреля менее 5 долларов, бюджет нашей страны мог бы получить напрямую без волокиты со сбором налогов и акцизов около 180 млрд. долларов или более 5 трлн. руб. Не так мало. Эта мера позволит существенно снизить цены на энергоносители внутри страны. Например, цена бензина АИ-92 не должна превышать 10 руб. за 1 литр при его сегодняшней себестоимости менее 1,5 руб. за 1 литр.
2. Узаконить собственность, полученную в результате залоговых аукционов на приемлемых для государства условиях. Например, взыскать 20-25% от разницы стоимости первоначальной покупки и сегодняшней стоимости предприятия. Английское правительство взыскало 23% в 1997 году, т.е. через 17 лет после приватизации в 1980 г.
Практику залоговых аукционов своим указом от 31 августа 1995 года утвердил президент России Борис Ельцин. Основной целью этой меры официально было объявлено пополнение дефицитного федерального бюджета.
Имущество страны заложили за 650 млн. долларов – цифра, не только в 100 раз меньшая реальной стоимости предприятий, но даже суммы их годовой прибыли. В ходе двенадцати сделок государство отдало в залог коммерческим банкам контрольные пакеты таких наиболее крупных предприятий, как ЮКОС, «Сибнефть», «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и Новолипецкий металлургический комбинат.
Можно предположить, что, помимо удовлетворения корыстных интересов конкретных лиц, с помощью залоговых аукционов государство (его руководство) решало проблему перехода от социализма к капитализму, предполагая, что частный собственник будет управлять предприятиями более эффективно. Но этого не произошло. Одна из причин состоит в том, что владение предприятиями, приобретенными в процессе залоговых аукционов, до сих пор не узаконено. Это тормозит их развитие и инвестиции в экономику.
3. Предприятия на территории России, должны находиться под ее юрисдикцией. Использование офшорных схем необходимо минимизировать. Это (в сочетании с совершенствованием подоходного налога) удвоит доходы бюджета.
Как указывает профессор Института ФСБ в Санкт-Петербурге В.А. Демин, Россия – единственная страна, где 90% крупного «российского» бизнеса и столько же флота с российскими судовладельцами зарегистрированы в офшорах, 80% сделок по продаже российских ценных бумаг также проводится через эти юрисдикции. За 20 лет из России, в основном через офшоры, вывезено $2 трлн. (при Ельцине в оффшоры «утекло» $0,5 трлн., при его преемниках - $1,5 трлн.).
Есть лишь одна достаточно веская причина, оправдывающая использование офшоров российскими предпринимателями: исключительно плохой предпринимательский климат в нашей стране и, в частности, незащищенность прав собственности.
Поэтому на первом этапе следует запретить пользоваться офшорными схемами чиновникам, а также предприятиям с государственным участием (Газпром, Транснефть и др.) и предприятиям, полученным в результате залоговых аукционов (Норильский никель, Лукойл, Сиданко (теперь ТНК-BP), Сургутнефтегаз, Сибнефть, Новолипецкий металлургический комбинат, Новороссийское морское пароходство (Новошип), АО «Нафта-Москва», АО Мечел, Северо-западное речное пароходство, Мурманское морское пароходство и др.). И этого было бы достаточно, чтобы решить многие социальные проблемы нашей страны.
4. Ратифицировать Статью 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН о коррупции; Россия в числе первых подписала (2003 г.) и ратифицировала Конвенцию (2006 г.), но без Статьи 20. Если Статья 20 будет ратифицирована, то зарубежные власти смогут интересоваться, насколько законна собственность россиянина за рубежом.
5. Установить минимальную почасовую оплату труда в размере 60 рублей.
6. Реформировать пенсионную систему. Ввести систему обязательного государственного пенсионного обеспечения. Величина пенсии должна определяться трудовым стажем и средним размером зарплаты за 5 лет. Минимальный размер пенсии – 8 тыс. руб. в месяц, максимальный размер пенсии – 50 тыс. руб. в месяц. Средства на обязательное пенсионное обеспечение брать из нефтегазовых доходов. Накопительная часть пенсии может быть образована по желанию работника. Государственное софинансирование пенсии следует сохранить. Существующие накопления работников должны быть добавлены к их будущей обязательной пенсии. Соответственно должна быть перестроена работа Пенсионного фонда России.
7. Реформировать судебную систему. В качестве первоочередных шагов предлагаем:
- считать основанием для возбуждения уголовного дела публикацию о преступлении в прессе или на телевидении; если не подтвердится – судить авторов публикаций за клевету;
- ввести практику парламентских расследований;
- снизить зависимость судьи от председателя суда; председатели судов должны избираться судьями, а не назначаться сверху;
- снизить зависимость судей от прокуроров; пересмотр дел с целью ужесточения наказаний может происходить только по ходатайству потерпевших (или вследствие вновь открывшихся обстоятельств);
- судьи в своих приговорах зачастую игнорируют все приводимые стороной защиты доводы, не замечают их; по существу это – должностное преступление, за которым должно следовать уголовное наказание. Необходимо публично изобличать судей в таких преступлениях путем одновременного размещения в СМИ как текста жалобы, содержащей конкретные доводы, так и принятого по ней решения судьи.
8. Необходимо улучшить предпринимательский климат в России. Для этого следует разработать новый Налоговый Кодекс и реформировать судебную систему. До введения нового Налогового Кодекса принять следующие меры («налоговый маневр»):
- установить амортизационную премию в размере 100% для малых предприятий и 50% – для средних и крупных. Ускоренная амортизация – один из основных принципов налоговой политики США (более 100 законопроектов в 2005-2007); в 2010 г. в США введены изменения в ст. 179 IRS согласно которым разрешено 100% списание полной покупной цены купленного или полученного в лизинг оборудования (максимальная сумма списания $ 500 тыс., при общей сумме приобретенного оборудования -$2 млн.; но при превышении этих сумм – 50% списание, а затем – обычная амортизация), (http://kleasing.ru/skins/konsalting_reload/images/aeb_nesterova.pdf);
- до 10% снизить ставки социальных взносов и налога на прибыль для предприятий, выпускающих продукты и товары для населения, а также для производителей компьютерных программ, электроники, оборудования для сельского хозяйства, оборудования для пищевой и полиграфической промышленности. Потери не превысят 1% доходов бюджета России. Расчет дан в работе «Модернизация России: проблемы и пути их решения», стр. 412-416 (см. http://www.modern-rf.ru/netcat_files/93/47/h_815b90ff7cd234ff50be45c967528448);
- в два раза снизить налоговую нагрузку на малые предприятия, работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ЗАТО). Налоговые поступления от этих предприятий, согласно отчетам ФНС, не превышают 1,6% доходов бюджета России. Потери на первом этапе не превысят 0,8%. Затем сборы будут расти. Сегодня суммы собранных налогов по этим режимам соизмеримы с расходами на их администрирование;
- снизить базовую ставку НДС до 10%; если одновременно ликвидировать хотя бы частично льготы по п. п. 2.12 и 3.3 Статьи 149 НК РФ, доходы бюджета существенно возрастут даже при ставке НДС 10%;
- 50% НДС оставлять регионам; сегодня весь НДС идет в федеральный бюджет; эта мера уменьшит число дотационных регионов с 73 из 83 до 4 (см. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/1010/);
- отменить или существенно снизить (например, до 5%) размеры возмещения НДС для экспортеров сырья и полусырья (как это сделано в Китае). Сегодня возмещение НДС при экспорте превышает 1 трлн. руб.; из них половина возмещений незаконна;
- сократить объем отчета, сдаваемого в налоговую инспекцию, с 40-60 до 1-3 стр.; проект формы разработан;
- для предприятий, выпускающих продукцию, не имеющую льгот по НДС, при начислении НДС за налоговую базу принимать реальную добавленную стоимость предприятия за отчетный период, определяемую по данным бухгалтерского учета как сумму зарплаты, налогов, прибыли и амортизации. Это решит проблему возмещений, уплаты НДС с авансов (платить не надо, т.к. авансы не являются добавленной стоимостью), сделает ненужными счета-фактуры, книги покупок и продаж и др.;
- ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым налогом месячным доходом 15 тыс. руб., и ставками 13% - до 250 тыс. руб., 30% - до 1 млн. руб., и 50% - свыше 1 млн. руб. Облагать налогом доходы в любой форме и из всех источников. Необходимость для России прогрессивной шкалы подоходного налога – обязательное (!!!) условие ее развития; это – не популизм и не гипотеза, а теорема; ее доказательство есть в работах ЭАЦ «Модернизация»;
- отменить регрессию при сборе социальных взносов. Сегодня ставка социальных взносов 30%, а с годового дохода свыше 512 тыс. рублей – 10%. Это даст бюджету около 500 млрд. руб.;
ввести налог на недвижимость дороже $1 млн., независимо от того, зарегистрирована собственность или нет. Налоговый инспектор обязан спросить у любого богатого собственника, откуда он взял деньги на приобретение, и, при необходимости, доначислить подоходный налог. Такую же информацию надо получать об имуществе россиян за рубежом. Налоговая база – не менее 50% реальной рыночной цены. Ставка налога от 0,1 до 0,5 процента.