Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Оценка ситуации

О русских и нерусских

О национальном вопросе и «русском национализме»

 Наконец, государство и национальный вопрос. Здесь тоже все просто. Мешает «русский национализм»? Надо просто выгнать всех русских вон – в 17 году вот начали, да до конца так и не довели. И Гитлер бы тогда на нас не напал – а где неполноценные русские, которых надо срочно извести?

Правда, сложности могут начаться, когда перейдем к составлению поименного списка кандидатов на изгнание. Кто-то сошлется на фамилию – не совсем русскую, кто укажет на цвет волос и глаз – тоже не русского образца, у кого-то бабка – еврейка, у кого-то дед – татарин. Многие прикинутся скифами и хазарами – ну да, они здесь жили и резонно, что здесь нашлись и их потомки. Другие скажутся татарами и монголами – тоже понятно, ясно, что не все удрали в степи, да и степи те сейчас частью в пределах России. Наконец, третьи сразу заявят о себе как об угро-финнах: «а мы всегда здесь жили!» И тоже верно, ведь и Москва – финское слово.

 Но все равно работу проведем до конца. Определим, что «русью» прозывалась княжеская дружина, пришедшая с князем из Швеции (Волга ведь тоже шведское слово, как и «стан», княжий «стан»), разыщем потомков их дружинников, против «уклонистов», ссылающихся на последующие примеси нерусской крови, проведем судебные процессы, где в открытом и демократическом разбирательстве укажем на подмены образцов крови, на подчистки в архивах, и т.д. Предположим, что этой «руси» было сотни две, многие семей не имели (а родство по линии незаконных детей доказать довольно сложно), они часто гибли в боях – поэтому будем считать, что надежно выявили этих «русских» тысячи две.

Ну и гнать их теперь. Куда? Откуда пришли – в Швецию! Там, кстати, и река Русь когда-то была, может, и сейчас еще осталась. Все, русских прогнали, решили русский вопрос.

А теперь такой вопрос, для викторины: что есть общего между историком Кара-Мурзой, генералом Барклаем де Толли, внуком эфиопа без имени, а по кличке – просто Ганнибалом, филологом Далем, и писателем Фон Визеном? Просто, все они, начиная с Карамзина – считали себя РУССКИМИ! А как их теперь прогнать? Неужели придется тревожить и могилы?

В такой тупиковой ситуации мы предлагаем совсем простое решение, состоящее из трех пунктов.

Пункт первый. Всякий, кто считает себя русским – РУССКИЙ.

Пункт второй. Всякий, кто желает к определению «русский» добавить: калмык (русский калмык), мордвин, татарин, башкир, осетин, ингуш и даже чукча – пусть добавят!

Пункт третий. Кто хочет называть себя «нерусским» (с добавлениями или без) – пусть считает!

Но если все они – граждане России, то они могут и вообще не задаваться этим вопросом – «я – из России, вот и все!». Тем более что и говорить им придется такое только, что за пределами России. А там и так нас всех всегда называли «русскими». Еврей в России был еврей – если хотел, а как приехал в Израиль, сразу стал «русским». То же самое и с нашими немцами в Германии.

  И если мы все, «русские» и «нерусские», хотим сохранить свое государство, то и строить его надо как единое «общерусски-нерусское» государство. Раздел страны на национальные квартиры – это гибель для России. Гибель не мгновенная, возможно, с отсрочкой. А может это отсрочки у нас не будет. Никто не верил в распад СССР – и справедливо, пока была Россия, пусть и советская. Но как только поверили в «союз» и стали разбираться, кто и когда его создавал, зачем и почему – он и распался. А Россия не распалась – его злонамеренно развалили нацэлиты, обманувшие доверие своих народов.

И вообще положение с федерацией сейчас очень странное: если, к примеру, башкиры имеют свое государство, «по праву» занимают там все посты и не прочь выпроводить из своей республики всех ино-национальных, то тогда и башкир надо выживать из всех остальных республик и регионов. Это все будет очень правильно и очень логично, но куда тогда все это нас заведет?

Ведь что такое «Российская Федерация»? «Федерация», это – союз. Союз кого и с кем? Кто и когда объединился в этом союзе? Народы? Обратимся в Конституции Российской Федерации. Действительно, там перечислены разные народы, но не все. Есть адыгейцы и ненцы (последние, даже дважды – просто «ненцы» и еще «ямало-ненцы»), но нет, например, коряков и караимов. А еще нет белорусов, украинцев и всех русских. И что же вы хотите – чтобы это «авто» поехало! 

А как у других? Есть страна Великобритания. По совести, давно уже не «великая», но нет, упрямые бритты держатся за старое название – и ведь никто и не возражает! Совсем близко от нас – «Восточный рейх» (Австрия). То, что осталось от Австро-Венгерской империи. Не шумят ни венгры, ни чехи, ни даже румыны. И ООН все терпит.

А вот наш самый большой сосед – Китай, который по-китайски – «Чжунго», или «Центральная империя». Называл себя «империей», да еще и «центральной», всегда – и при маньчжурах, и под японцами, и при Председателе Мао. И вот – уже центр мира, пока, промышленный, но не за горами – и финансовый, а потом, может, и политический, военный, и т.д.

Поэтому наше предложение очень простое: Россия возвращает себе статус единого государства (без всякой «федерации»), национальные образования отменить (не обязательно, все сразу, но курс на это должен быть ясен и определен), страна должна быть разбита на 15-20 округов или губерний, и губернаторы в них должны назначаться президентом. А дальше, в городах и районах – свободные выборы мэров и глав.

И одновременно следует упразднить Совет Федерации и вместо него создать Совет национальностей, депутаты в который избираются от народов и наций, в численном составе, соответствующем доле той или иной нации в населении России. И это будет наилучшим решением национального вопроса в России – если все выбранные в этот Совет гласно признают себя «нерусскими», то закроется сразу и «русский вопрос».

 

Национальный вопрос (другая точка зрения) [1]

 О русских, татарах и др.

 А. Чехов предлагал по капле выдавливать из себя раба. Ученый должен по капле выдавливать из себя идеологические и этнические предубеждения, чтобы отличаться "господством мощного широкого ума над скудостью обыденных суждений". Увы, наша интеллигенция не склонна увлекаться идеями, требующими для своей реализации времени и кропотливого труда, – прогресса производительных сил страны, совершенствования общества и власти, развития культуры и сознания народа. Наша интеллигенция привыкла ориентироваться на европейские стандарты, она легко проникается идеями свободы, ускоренной перестройки общества и государства.

Речи политиков, а не мысли Д. Менделеева, В. Вернадского, Н. Вавилова или П. Капицы привлекали общественное внимание в не столь отдаленном прошлом. И сейчас интеллигенция незнакома с выступлениями лидеров Академии наук  Ж. Алферова, Е. Велихова, Д. Львова, Л. Абалкина, В. Коптюга, А. Трофимука, А. Яншина, К. Кондратьева по актуальнейшим макроэкономическим, экологическим и национальным проблемам, не замечает статей профессора С. Кара-Мурзы, посвященных анализу общественного сознания и последствий разрушения советского строя.

Мы нередко исходим из ненависти и раздражения, а не осознания своего положения, слишком часто соглашаемся и тем самым помогаем отдавать командные посты "не знающим, а кричащим" (по меткому выражению А. Солженицына). Мой отец называл таких "кричащих" "кызыл аузлар", что в переводе с татарско-башкирского означает "красные рты". "Знающие" обычно отдают "кричащим" инициативу, потому что побаиваются их или, как сейчас, запутавшись, не пытаются разобраться в происходящем. И это первое, что я предлагаю нашей интеллигенции в себе пересмотреть.

Второе, что мне не нравится в нашей интеллигенции, - это отрыв ее от национальных и родовых корней, свойственное ей ощущение превосходства над дедами и прадедами, утрата духовного стержня.

Предки моего прадеда служили русскому государству еще со времен Ивана III. Они жили в городе Темников (ныне Мордовия), получили дворянское звание, однако сохранили мусульманское вероисповедание, свой язык и этничность. Позже Петр I поставил перед ними условие: или вы принимаете православную веру, или будете лишены званий и поместий. Предки Карамзиных, Аксаковых, Кутузовых, Тургеневых и многих других известных российских фамилий подчинились и крестились. И я их понимаю. Некоторые их потомки стали великими людьми, обогатили русский народ. Но я понимаю и стойкость Акчуриных, Кудашевых, Тенишевых, моих предков Терегуловых и Еникеевых и других татарских фамилий, которые отказались менять веру, лишились званий и нажитого имущества и жили крестьянским трудом. Испытав несправедливость со стороны русского государства, они продолжали служить ему честно и достойно.

В Башкортостане, в Татарстане пытаются исправить положение, вводя уроки башкирского или татарского языка в городских школах. Печально, что это вызывает сопротивление не только представителей других национальностей, но и самих башкир и татар. Вспомним, что были времена, когда дети в гимназиях изучали четыре-пять языков, а сейчас считается, что программы перегружены.

Русские зачастую равнодушны к этой проблеме. С другой стороны, "нерусская" интеллигенция проявляет безразличие к переживаниям русских из-за упадка русского духа, вытеснения русской культуры. Это равнодушие – отчасти плата за "комплекс вассальности": "подчиненный" не проживает за "хозяина". Как рассказывал поэт Мустай Карим, около тридцати лет назад на замечание, что русский народ велик и ему ничто не угрожает, А. Твардовский возразил: огромного слона, попавшего в яму, съедают муравьи.

Надо осознавать, что вытеснение духа русского народа, являющегося стержневым этносом страны, приведет к разрушительным для всей России последствиям.

Мы должны ощущать себя не только народами, но и единым многоязычным и многоэтничным народом России. Хорошо сказал Верховный Муфтий России Талгат Тажутдин в беседе с писателем Михаилом Чвановым: "Привыкли, что понятие Святая Русь только для православных. Естественно, нормально и нужно мусульманину называть свою Отчизну, которая у нас общая с православными, Святой Русью" [12].

Я, как и многие живущие в городах татары, башкиры и другие этносы России, по своим культурным и гражданским идеалам в большой степени стал русским. Об этом свидетельствует и доверие русской общины города Стерлитамака, избравшей меня делегатом Собора русских Башкортостана. Жизнь любого этноса России нельзя представить без русского языка, благодаря которому человек, независимо от национальности, может жить и работать по всей стране, приобщаться к великой русской и мировой культуре и науке. Но это не означает необходимости порывать со своими корнями и языком предков, не позволяет рассматривать многоязычие и многоэтничность России как пережиток.

Помните, нам внушали: религия - это пережиток. Национальности для некоторых тоже вроде пережитка. Мол, чем быстрее исчезнут, тем лучше. Но это заблуждение – думать, что благодаря ассимиляции исчезнут национальные проблемы. Неправы как те, кто надеется укрепить единство страны, ограничив использование "нерусских" языков России, так и те, кто думает поднять роль своего языка, сократив использование русского. Для подавляющего большинства "нерусских" соотечественников русский язык – один из родных. Он делает нас умнее и мощнее. И это хорошо. Плохо то, что для значительной части населения - это единственный язык. Утрата родного языка - боль многих этносов; ее нужно понять и прочувствовать всем, особенно русским, обсуждая межнациональные проблемы России.

Будучи в Швейцарии я наблюдал, как сыновья моего коллеги, студенты инженерных факультетов, свободно говорят на четырех языках: на греческом - родном языке отца, французском - родном языке матери, английском - они жили несколько лет в США, немецком, используемом в швейцарских университетах, и могут объясниться на итальянском. Мало этого, они изучали испанский и собирались учить турецкий.

Для многих удмуртских, марийских и чувашских деревень Башкирии характерно многоязычие: их жители говорят на родном, русском и татарско-башкирском языках. Вот с кого надо брать пример, а не беспокоиться, что-де наших детей перегрузят изучением нескольких языков. А надо иметь в виду, что, зная, например, башкирский или татарский язык, человек может общаться с носителями других тюркских языков. Меня радует, что Президент России выступил в парламенте Германии на немецком языке и, надеюсь, скоро сможет выступить в Конгрессе США на английском.

Когда в Башкортостане и Татарстане хотят расширить использование и преподавание башкирского и татарского языков, это воспринимается многими как проявление сепаратизма. Надо изменить отношение к проблеме сохранения языков России, хотя нельзя навязывать их изучение и использовать административное принуждение в этой сфере. Мне могут возразить, что я призываю спасать то, что все равно скоро умрет под напором цивилизации. Да, всякий этнос не вечен в вечном этническом процессе. Но зная, что каждый человек смертен, мы делаем все, чтобы спасти и продлить его жизнь. Тот же принцип должен быть поставлен во главу угла и в отношении культуры: нужно сделать все, чтобы спасти языки нашей страны. Мы живем в единой России, и болевые проблемы русского, украинского, башкирского, татарского и других этносов должны волновать всех.

О возможности возрождения почти умершего языка свидетельствует выдающийся пример Израиля. Создатели еврейского государства сумели сплотить народ, дав ивриту новую жизнь, хотя и затратили на это огромные усилия и средства. Пример многоэтничного и многоязычного, но однонационального государства показывает Швейцария, где франкоязычный (соответственно, немецкоязычный и италоязычный) швейцарец называет себя швейцарцем, но не французом (соответственно, не немцем или итальянцем). Представители всех этносов владеют немецким, французским и итальянским языками, а интеллигенция знает еще и английский. Романский язык, родной всего для 7% населения, признан государственным. Гармонизированы межэтнические отношения в Финляндии и Швеции, где есть, соответственно, шведское и финское меньшинства. В школах все дети осваивают как шведский, так и финский язык, наряду с немецким и английским.

Нужно воспитывать в человеке гармоничное сочетание ощущения собственной национальной принадлежности с многоэтничностью. Например, я себя ощущаю и татарином, и башкиром, и русским. Нелепо гордиться своей национальностью. Национальное чувство должно сводиться к чувству долга перед своим народом и обязанности передать его язык и духовные ценности детям. Болезненная гордость обычно свойственна обиженной нации, ощущающей себя отринутой от достойной жизни, власти, культуры.

Не в борьбе, а стремясь понять опасения соседа, помогая и где надо уступая ему, можно достичь межэтнической гармонии. Если мы будем объединять своих детей, обучая их языкам России и хотя бы одному европейскому языку, мы сможем обеспечить доброе единство нашей державы и ее высокоинтеллектуальное потомство. Конечно, это потребует больших средств и усилий, но это надо делать.

Гуманитаризация образования в первую очередь предполагает изучение нескольких языков. Многоязычие - это сотрудничество нескольких этносов над сохранением и развитием своих языков и повышение их творческого потенциала. Одноязычие для малого этноса - или изоляция и деградация, или утрата родного языка и растворение в большом этносе. Для крупного этноса одноязычие означает его примитивизацию, сопровождаемую ассимиляцией живущих рядом народов. Спокойное "растворение" малого этноса не есть показатель гармонии; этот процесс часто имеет своим следствием скрытое накопление этнической пассионарности и приводит к этническим взрывам.

Надо признать: если каким-то языком пользуется существенная часть населения, то этому языку должен быть придан официальный статус. Это иногда вызывает глухое сопротивление. Языки республик и других национальных образований России должны быть признаны языками Российской Федерации. Это не значит, что в республиках надо всех заставлять учить язык титульной нации. Но для каждого языка должна быть разработана федеральная программа его поддержки и развития. Конечно, развитие татарского языка - прежде всего проблема Татарстана, но не только, так как 70% татар живут вне республики.

Наша интеллигенция не умеет и часто боится обсуждать межнациональные претензии. А они есть - иногда реальные, иногда надуманные. У нас как только затронешь подобную проблему, тебя одергивают: "Не береди, это пахнет кровью!"

Я с этим не согласен: не должно быть запретных тем. Можно обсуждать самые интимные стороны человеческого бытия, только делать это надо деликатно. Необходимо преодолевать бытующую между отдельными этносами враждебность, высокомерное мессианство, присущее некоторым представителям больших народов, и озлобленность, встречающуюся в малых, ощущающих себя притесненными.

История этнична, и надо изучать роль разных народов в развитии России. Каждый этнос внес свой вклад - как положительный, так и отрицательный. Но констатация положительного не должна стать поводом для национальной гордыни, а констатация отрицательного - служить основанием для осуждения какого-то народа сегодня. Этнос не может быть ни преступным, ни героическим. Таковыми могут быть конкретные люди. Уровень культуры народа определяется в том числе тем, насколько хорошо он знает и своих героев, и антигероев, периоды, когда его влияние на развитие страны было позитивным и негативным. Но никто лично не должен нести ответственность за грехи и достижения своих соплеменников.

Историю так называемого татаро-монгольского ига нужно изучать, но не может быть места упрекам к нынешним татарам и монголам, ибо их вины тут нет. С другой стороны, это не значит, что упоминание этих народов в связи с "игом" под запретом. Главное - не искажать историю. Так, анализ этнического фактора жесточайших крестовых походов не имеет своим следствием поругание современных испанцев, немцев и французов. Столь же нелепо обвинять и нынешних евреев за то, что две тысячи лет назад их предки не признали Христа и что в 20-е и 30-е годы некоторые евреи активно направляли кровавую деятельность ЧК и НКВД, в стенах которых погибали в том числе и евреи. Но нельзя и возмущаться констатацией этих фактов, ибо все жестокие преступники имеют национальность, и ее надо знать. Приходится напоминать эти очевидные истины.

Говоря о крови, пролитой монгольскими ханами Чингисханом и Батыем, узбекским эмиром Тимуром, европейцами при "освоении" Америки, французами в период наполеоновских войн, немцами во главе с Гитлером, российским вождем грузином Сталиным и камбоджийским вождем Пол Потом, надо знать и о крови, пролитой русским царем Иваном Грозным при завоевании Казани и русскими армиями при завоевании Сибири, Кавказа и Средней Азии, о крови, пролитой евреем Л. Троцким и русским Н. Ежовым. Отец Л. Троцкого Давид Бронштейн осуждал революционную деятельность сына. Поучительна легенда, которую мне рассказал лидер общества евреев Уфы профессор С. Спивак. Д. Бронштейн с трудом добрался до Москвы и рассказал сыну, тогда большевистскому вождю, о творившихся безобразиях, добавив, что нехорошо еврею быть причастным к таким делам. На это Троцкий заявил отцу, что он не еврей, а революционер. Замечателен ответ отца: "Пока Троцкий делает революцию, бьют Бронштейнов."

Директор Пушкинского дома Н. Скатов правильно сказал, что одна из задач культуры - восстановить и поддерживать иерархическую шкалу ценностей. Но важно, кроме того, знать иерархическую шкалу народных страданий и зла.

Все должны извлекать исторические уроки. Если этнос осознает не только заслуги, но и вину некоторых видных своих представителей, он может корректировать деформированное к себе отношение.



[1]Отрывки из статьи Р.И.Нигматулина «Нельзя прожить без правды сущей», Вестник Российской  Академии наук, том 72, № 7, 2002 г.

Более подробно см. раздел "Наши труды" "Модернизация России: проблемы и пути их решения", стр. 60-65


Комментарии:


Добавить комментарий
Ваше имя:

E-mail:
Сообщение (*):
Введите код на картинке: