Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Оценка ситуации

О развитии предприятий малого и инновационного бизнеса

Малый бизнес, в необходимости развития которого нас постоянно убеждают, интенсивно разрушается. За два последних года (2009-2010) число малых предприятий сократилось почти на четверть. Если верить Росстату, за этот период прекратили существование более 60 тыс. малых предприятий.

Полезной и не требующей больших затрат мерой могло бы стать существенное снижение налоговой нагрузки на малые производственные и инновационные предприятия.

В таблицах 9 и 10 приведены данные, характеризующие роль малого бизнеса  России.

 

Таблица 9. Малый бизнес в России в 2007 г.

 

Количество Малых предприятий (МП), тыс. ед.

1 137, 4

Общая численность работников МП, млн. чел.

10,157

Вклад МП в ВВП России

12,4%

Доля продукции малых обрабатывающих производств

в продукции малых предприятий России (по Москве)

 

5,8%

Вклад малых обрабатывающих предприятий в ВВП России (наш расчет: вклад = 12,4% х 5,8%)

 

0,72%

Источник: Сравнительный анализ деятельности малых предприятий…

НП "Московский центр развития предпринимательства", 2008,

http://giac.ru/content/document_r_421317D0-86EE-4A40-80CD-FE2191CE76CE.html

 

Таблица 10. Структура выручки малых предприятий в Москве

 

Отрасли

100%

Обрабатывающие производства

5,8%

Строительство

4,1%

Транспорт и связь

2,1%

Услуги, аренда и пр.

11,3%

Торговля

76,7%

Источник: Оценка финансово-экономического состояния малого предпринимательства г. Москвы до 2012 года по данным официальной статистики (в разрезе видов экономической деятельности),

НП "Московский центр развития предпринимательства", 2008,

http://giac.ru/content/document_r_38EA0CDA-F344-40DD-88B7-7084FB435B96.html

 

Можно предположить, что доля налоговых поступлений в бюджет от малых обрабатывающих предприятий равна их доле в ВВП России. Можно также предположить, что доля таких предприятий в России такая же, как в Москве. Тогда доля налоговых поступлений от малых обрабатывающих предприятий в консолидированный бюджет составит 0,72% (0,124 х 0,058)от всех поступлений.  Можно также предположить, что на общей системе налогообложения работает не более 40% малых обрабатывающих предприятий. Тогда поступления в бюджет от них составят 0,29% (0,72 х 0,4).

Отсюда видно, насколько ничтожными (менее 0,15% налоговых поступлений) будут потери бюджета при снижении вдвое налоговой нагрузки на малые обрабатывающие предприятия, использующие общую систему налогообложения.

Руководители нашей страны постоянно говорят о необходимости развития малого бизнеса. Но делают прямо противоположное: с 2011 года повышены социальные взносы с 26% до 34%. Это означает удвоение налоговой нагрузки на предприятия, пользующиеся Упрощенной системой налогообложения (УСН), и на предприятия, платящие Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Очевидно, эта мера не будет способствовать развитию предприятий. Это было понятно изначально и сделано исключительно ради пенсионеров, для которых у правительства не хватает денег. Посмотрим, что же получат пенсионеры от увеличения налоговой нагрузки на предприятия с УСН и ЕНВД, при условии, что собираемость налогов не снизится, никто не разорится и не будет платить зарплату «черным налом». Это легко посчитать на основании публикуемой информации о доходах бюджета и о сборе налогов. В 2009 году общая доля налогов предприятий, работающих на УСН и ЕНВД, составила 1,31% доходов консолидированного бюджета России.

Можно заметить, сколь мала доля налогов, собираемых с предприятий, работающих на специальных налоговых режимах. Эти режимы представляют для тех, кого государство хотело бы стимулировать (малые, инновационные и сельскохозяйственные предприятия). Можно также предположить, сколь ничтожны были бы потери бюджета, если бы это стимулирование было более существенным. Возникает также вопрос, не превышают ли затраты на сбор этих налогов их сумму.

И стоит ли гробить малый бизнес ради дополнительных 1,3% доходов, возможных только теоретически. Здесь следует добавить, что налоги, как и другие затраты предприятия, включают в цену продукции или услуги. И можно не сомневаться, что неминуемый рост цен нейтрализует эффект, который надеется получить правительство от повышения социальных взносов.

Вместо налогового стимулирования, правительство увеличивает налоговую нагрузку.

К сожалению, и по вопросу налогового стимулирования в российской науке нет единого мнения. Ученые, консультирующие Правительство, категорически против налогового стимулирования отдельных отраслей. А Минфину нравятся именно те «научные» теории, которые не требуют никаких действий с его стороны. И в дискуссии с оппонентами Минфин не вступает – ему все ясно.



[1]http://www.nalog.ru/html/docs/pr_ynv_noyab10.xls 


Комментарии:


Добавить комментарий
Ваше имя:

E-mail:
Сообщение (*):
Введите код на картинке: