Темы
Экономическая политика
Социальная политика
Валютно-финансовая политика
Бюджетная политика
Налоговая политика
Промышленная политика
Внешняя политика
Банковская система
Межнациональные проблемы
Судебная политика
Региональная политика
Госсобственность и приватизация
Оффшоры
Образование
Здравоохранение
Оборона
Коррупция
Наука
Выборы
Демократия
Партии
Государство
|
ПубликацииВыступление на форуме «Россия зовет!», 6 октября 2010 годаУважаемые коллеги! Позвольте сегодня сосредоточиться на нескольких моментах, не утруждая присутствующих цифрами и расчетами. Перспективы модернизации в России выглядят сегодня, на мой взгляд, неочевидными. Недавнее исследование РБК показало, что бизнес не верит в то, что модернизация сумеет побороть монополизм и коррупцию, и я согласен с этим мнением представителей предпринимательского сообщества. Вчера здесь много говорилось о том, что правовая система России непрозрачна, контроль акционеров за деятельностью компаний усложнен, а возможности миноритариев сокращаются. Да, это важные проблемы, существенно влияющие на возможности модернизации -, но не только они определяют ее перспективы. Говорилось и о недостатке инвестиций — однако и этот фактор представляется мне не самым важным. Главные вызовы российской модернизации — это, во-первых, то, что отечественные компании не нацелены на использование новых технологий, и, во-вторых, то, что не определены общие ориентиры отраслевого развития. Если мы хотим успеха модернизации, государство должно, на мой взгляд, отказаться от иллюзий о возможности радикального прорыва на основе развития сектора создания новых технологий (по большинству из направлений которых Россия серьезно отстала от развитых и некоторых развивающихся стран) и перейти к методичной и выверенной политике реиндустриализации (о которой сегодня вполне концептуально говорят сейчас в Казахстане). Модернизация России должна сегодня восприниматься как сложная организационная -, а не только финансовая — задача. Причина многих наших неудач последнего времени заключена, на мой взгляд, в том, что мы абсолютизировали значение финансовых индикаторов, мало обращая внимание на развитие реального сектора экономики. Финансовое оздоровление идет в стране успешно — и вчера об этом здесь много говорилось. Проблема лишь в том, что формальное улучшение финансовых индикаторов не трансформируется в реальные производственные показатели. Что бы я ждал от макроэкономической политики, ориентированной на модернизацию? Прежде всего — отказа от чисто монетаристских методов регулирования экономики и принятие на вооружение методов, традиционного использовавшихся в «государствах развития». К ним я бы отнес выделение приоритетных отраслей в промышленности и создание суперльготного налогового режима для вновь создаваемых промышленных предприятий (на срок от 10 до 15 лет). Налоговыми льготами следует всемерно поощрять создание рабочих мест в категории интежерно-технического персонала (сегодня Россия стала страной управленцев, распределяющих финансовые потоки в полном пренебрежении к реальному увеличению производства товаров и услуг). Если мы действительно хотим развития, нужно не только наращивать инвестиции, но и ограничить вакханалию издержек (сегодня электроэнергия в России стоит дороже, чем в США, равно как и большинство инвестиционных товаров) и тарифов, рост которых санкционируется государством. Отчитываясь о повышении инвестиций, правительство как будто не видит, что рост денежных вливаний не приводит к росту материальных хозяйственных результатов. За исключением 2009 г., каждый год мы инвестировали в строительство новых дорог на 25–35% больше, чем в предшествующий -, но строили их больше? Нет. В таких условиях простое наращивание инвестиций не даст результата, как не даст его и борьба с инфляцией. Сегодня инфляция в стране носит не монетарный характер, а определяется стремлением естественных монополий и приближенных к государству компаний максимизировать свои прибыли, что, на мой взгляд, надо сказать об этом предельно честно — уже вступило в жесткое противоречие с любыми ориентирами модернизации. На мой взгляд, стране не нужно увеличения государственных инвестиций. Нам не следует наращивать дефицит государственного бюджета, увеличивая заимствования на внутреннем рынке. Поступая так, государство перераспределяет средства в направлении избранных групп предпринимателей, сокращает денежное предложение на внутреннем рынке, и тем самым препятствуя финансированию потенциально эффективных проектов. На мой взгляд, дефицит федерального бюджета следует преодолевать сокращением непроизводительных расходов государства через их оптимизацию. Сравнение цен в России и за рубежом показывает: потенциал экономии здесь составляет от 30 до 60%. С другой стороны, правительству следовало бы задуматься над существенным изменением законодательства, которое должно стать средством понуждения бизнеса к внедрению новых технологий. Нужно определить четкие временные ориентиры перехода на европейские стандарты и нормы технического регулирования, стремиться к отмене бессмысленной сертификации произведенного по стандартам ЕС промышленного оборудования, проводить жесткий курс в сфере технического регулирования, который мог бы в конечном счете привести к выдавливанию с рынка компаний, игнорирующих технические новации и, сооветственно, спровоцировать рост спроса на новые технологические решения. Без запуска такого механизма российская экономика безнадежна. Задачи технологического рывка не могут быть решены только стимулирующими финансовыми методами. Кроме того, нужно радикально поменять всю систему финансирования государственных инвестиционных программ. Именно при их исполнении сегодня заметно максимальное пренебрежение к инновациям и максимальное завышение цен и издержек. Следует изменить механизм бюджетирования, который сегодня не предполагает переходящих остатков на следующий год, что вызывает увеличение доли авансируемых средств и снижение эффективности их использования. Без восстановления контроля над расходованием средств, без увеличения прозрачности инвестиционного процесса, без разрушения коррупционной смычки государственных структур и «допущенного» бизнеса никакой рост инвестиций не обеспечит в этой стране роста экономики. Главная проблема страны состоит, на мой взгляд, в том, что государство определяет основные ориентиры и принципы инвестиционной деятельности — которые оказывается слишком отличными от тех, которые диктовались бы конкурентным рынком. Завершая, повторю еще раз: модернизация России — это прежде всего технологическая и организационная, а не чисто финансовая, задача. И пока мы не перестанем оценивать ее только в количестве потраченных на эти цели рублей и долларов, она не станет успешной. Спасибо за внимание. Добавить комментарий |
Комментарии: