И с каждым годом мы становимся для соседей слабее и слабее. Почему? Традиционные ссылки на недостаточность рыночных реформ, дефицит ресурсов, нехватку инвестиций, слабую квалификацию кадров не работают в сравнении с ближним зарубежьем. Остаётся одно – неадекватное управление страной, генерирующее ошибки и тормозящее мотивацию населения к производительному труду.
подробнее...
20 лет в России идут три разрушительных процесса, ставящих под угрозу ее существование. Первый процесс – разрушение российских производительных сил; второй процесс – разрушение российской нации; третий процесс – разрушение государства, повальная сверху донизу коррупция. Отечество в опасности. Этого не видит только слепой. Ситуацию необходимо срочно менять. Нужна позитивная программа и политическая воля для ее реализации. От мечтаний о светлом инновационном будущем и от рассуждений о либерализме, монетаризме и о прочих научных доктринах и понятиях пора переходить к поиску ответов на конкретные вопросы: почему, что и как нужно делать.
подробнее...
20 лет бестолковщины и всеобщего воровства не означают, что россияне не приспособлены к капиталистическим отношениям. Отнюдь! Классический частный капитализм нашими согражданами вполне успешно строится и воспроизводится, но – исключительно за пределами России. И на основе данных статистики, и лично мы можем убедиться, что покинувшие Россию люди везде – и в Европе, и в Америке, и в Азии – оказываются вполне успешными именно в сфере частного предпринимательства (а к этому можно добавить и успехи в науке, в культуре, в спорте). Поэтому мнение о генетической неспособности нашего народа к предпринимательской деятельности следует сразу отвергнуть.
подробнее...
Пора кончать с «обналичкой»» и выводом активов из России. Сегодня имеет место массовое незаконное «обналичивание» и незаконный вывод средств за границы России. Этому способствует «ограниченная ответственность» компаний и полная, как правило, безответственность физических лиц, представляющих эти компании, управляющих ими или использующих эти компании как прикрытие для своей противозаконной деятельности…
подробнее...
Необходимо ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, повысив необлагаемый налогом доход хотя бы до 15.000 руб. в месяц (в Индии - 8 тыс. руб., в Китае - 15 тыс. руб., в Бразилии - 24,5 тыс. руб.). Увеличение налоговой нагрузки при введении нормальной прогрессивной шкалы подоходного налога почувствуют лишь 10% работающего населения; а для 60% работающих налоговая нагрузка снизится за счет увеличения необлагаемого минимума. Для увеличения налоговой базы подоходного налога следует устранить необоснованную «морализацию» налогообложения, которая заключается в предоставлении фактического иммунитета от налогов для доходов, полученных преступными или не совсем законными путями (что давно сделано во всех развитых странах)…
подробнее...
Первоочередные меры по совершенствованию налогового администрирования: - сократить объем отчета, сдаваемого в налоговую инспекцию, с 50-80 до 1-3 стр. - платить каждый налог одним платежным поручением без указания фондов и бюджетов и Кодов бюджетной классификации (КБК); - налоговый учет отменить; - при начислении НДС за налоговую базу принимать реальную (а не расчетную) добавленную стоимость …
подробнее...
Залоговые аукционы можно отнести к наиболее крупным аферам нового времени. Без их учета невозможно понять логику многих процессов, происходящих в нашей стране, логику ее экономического развития. Декларировалось, что под залог 12 пакетов акций крупнейших российских предприятий для пополнения дефицитного федерального бюджета бралось $650 млн. – менее 1% остаточной стоимости предприятий и даже меньше их годовой прибыли. При этом Министерство финансов предварительно переводило деньги в банк залогодержателя…
подробнее...
Необходимо повысить эффективность бюджетной политики. Такие базовые экономические категории, как «производительность» и «эффективность», при обсуждении бюджета не употребляются. То есть цель бюджетного процесса в современной России – выделение и расходование денег, но не получение результата. А ради этого предпринимается то, что и делает радостной и успешной жизнь чиновника: отъем денег у хозяйствующих субъектов и пропускание их через бюрократическое «чистилище»…
подробнее...
Еще одна важнейшая задача – реиндустриализация России. Современный мир пока еще остается миром индустриальным. На сырье в 2009 г. приходилось 16,1% мирового товарооборота, на услуги – 18,9%. 65% занимали промышленные товары. Технологии – ничто, если только они не могут быть применены в промышленности и, будучи овеществлены в готовой продукции, завоевать мировые рынки…
подробнее...
Главная задача государства – снизить коррупцию, которая пожирает Россию. В нашей стране все затевается только и исключительно с целями: распила государственных денег; выплаты отката лицам, от которых зависит принятие решения о выделении этих государственных денег; получения превентивных взяток (так называемого заноса) лицами, влияющими на ход проекта на всех его стадиях…
подробнее...
Главная задача российской модернизации – повысить эффективность большинства отраслей и остановить нарастающий вал издержек. Ситуация с издержками в российской промышленности вопиет о необходимости модернизации даже сильнее, чем сырьевая зависимость нашей экономики или убогая система государственного управления. С 2001 по 2010 год издержки на производство одной тонны бензина Аи-95 – в 3,1 раза, металлопроката – в 3,8 раза, на добычу 1 тонны угля – в 4,2 раза, 1 тыс. кубометров газа – в 6 раз…
подробнее...
Подоходным налогом следует облагать доходы из всех источников. По примеру развитых стран при заполнении налоговой декларации следует указывать следующие источники дохода (с одним источником и малым доходом декларацию не сдают): проценты по вкладам, дивиденды, доходы от недвижимости, доходы от предпринимательской деятельности, заработная плата, бонусы, выходные пособия, пенсии, случайные доходы, смешанные, разносторонние доходы, доходы от капитала…
подробнее...
Нуждается в государственной поддержке и российское сельское хозяйство. Сегодня оно не удовлетворяет внутренние потребности страны. Наш фермер не может конкурировать с фермером из Европы, т.к. тот получает от государства субсидии в среднем 40%, а наш – 3%. Во многих регионах доходы наших крестьян не позволяют не только наращивать производство, но и сохранять его на достигнутом уровне…
подробнее...
Российские экспортеры нуждаются в государственной поддержке хотя бы на уровне западных производителей. Например, в странах Восточной Европы государство оплачивает за фермера 50% стоимости сельхозтехники, купленной в странах Евросоюза. Ничего похожего нет в России. Неравные условия существуют и при производстве техники. В России стоимость кредитных ресурсов составляет 15-18% годовых, в странах Западной Европы – 4-6%…
подробнее...
Сложность таможенных процедур, массовая и хорошо организованная контрабанда, неэффективная таможенно-та-рифная политика правительства препятствует развитию российской промышленности. По данным западноевропейских экспертов, при цивилизованной организации торговли сырьем и ресурсами Россия могла бы иметь в виде прибыли до $100 млрд. ежегодно…
подробнее...
Национальной безопасности России угрожает отсутствие производства необходимой электронной базы. Потребности в элементной базе электроники покрываются импортом на 65 процентов и даже больше, в некоторых отраслях – до 100 процентов. Мы используем то, что удается приобрести за рубежом. Но нам дают лишь менее надежные элементы "общего назначения". А отсюда отказы в технике, в том числе, военной…
подробнее...
Нуждается в совершенствовании политика в области электроэнергетики. В России в целом нет дефицита электроэнергии. На душу населения производится на 10% больше электроэнергии, чем в «старых» странах ЕС и на 35% больше чем в «новых». Вместе с тем, в Энергостратегии-2009 планы нового строительства в два раза превышают потребности. Это влечет за собой необоснованный рост тарифов на электроэнергию…
подробнее...
Малый бизнес, в необходимости развития которого нас постоянно убеждают, интенсивно разрушается. За два последних года (2009-2010) число малых предприятий сократилось почти на четверть. Одна из причин – высокие налоги для предприятий и ничтожные для страны. Согласно отчетам ФНС, суммарные налоговые доходы от предприятий, находящихся на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН и ЗАТО), в 2009 году составили 216,6 млрд. руб. или 1,61% доходов консолидированного бюджета России…
подробнее...
Налоговое регулирование – эффективное средство развития несырьевой инновационной экономики…Если для ряда предприятий снизить социальные взносы, НДС и Налог на прибыль до 10%, предприниматель из того же дохода сможет увеличить реальную зарплату сотруднику примерно на 30%... Потери бюджета из-за предложенного снижения налогов на первом этапе не превысят 1% доходов консолидированного бюджета…
подробнее...
Соучредитель и член Правления ЭАЦ "Модернизация», кандидат юридических наук, Почетный доктор наук Европейской Академии Информатизации, бывший Советник Председателя Совета Федерации Федерального собрания России, депутат Государственной Думы третьего и четвертого созывов. С 1999 г. по 2007 г. являлся заместителем Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Член Правления ЭАЦ "Модернизация», директор Центра стратегических исследований, кандидат на должность Премьер-министра РСФСР (1990г.); Председатель Высшего Экономического Совета при Президиуме Верховного Совета РСФСР (1990-1991гг.) в ранге Первого Вице-премьера Правительства РСФСР; Президент Международного русского клуба (1998 по н. в.), Председатель общественного объединения «Дети Второй Мировой Войны» (2013г. по н. в.)
Соучредитель и член Правления ЭАЦ "Модернизация», доктор экономических наук, государственный советник налоговой службы II ранга, Советник ЕврАзЭС, профессор Академии им. Г.В.Плеханова, член Союза журналистов России, член Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной Палате РФ.
Член Правления ЭАЦ "Модернизация», директор Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН с 2006 года, действительный член РАН (1991, Секция математики, механики, информатики), экс-президент Академии наук Республики Башкортостан, депутат Государственной Думы третьего созыва, окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1963 году и механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1965 году, доктор физико-математических наук, профессор.
Член Правления ЭАЦ «Модернизация», д.э.н. (с 1975г.), профессор статистики (с 1976 г.), Заслуженный деятель науки РФ, в 2001-2011 г. г. – директор «НИИ Статистики». Автор более 50-ти фундаментальных книг и классических учебников и учебных пособий в области статистики, экономики и социологии.