Темы
Экономическая политика
Социальная политика
Валютно-финансовая политика
Бюджетная политика
Налоговая политика
Промышленная политика
Внешняя политика
Банковская система
Межнациональные проблемы
Судебная политика
Региональная политика
Госсобственность и приватизация
Оффшоры
Образование
Здравоохранение
Оборона
Коррупция
Наука
Выборы
Демократия
Партии
Государство
|
Оценка ситуацииЧто значит бедная семья? Опыт США, Великобритании, Франции
7.1. США[1]
Население США в июне 2010 года составляло 309 469 203 человека. За десять лет (с 2000 по 2010 годы) население США увеличилось на 9,9%.[2]Для сравнения: в России за те же годы население сократилось более чем на 3 миллиона. Система социальной помощи в США включает несколько крупных и множество (до 70) мелких программ. На федеральном уровне управление ими осуществляют министерства здравоохранения и социальных служб, труда, жилищного строительства и городского развития, образования, сельского хозяйства и ряда других ведомств. По каналам этих программ лица, живущие в бедности, получают денежные пособия, продовольственную и медицинскую помощь, субсидируемое жилье, средства для получения образования, профессиональной подготовки и пр. В США законодательно установлен критерий получения помощи в рамках социальной поддержки неимущих, для чего в свое время было введено понятие уровня бедности. При его расчете эксперты исходили из стоимости минимальной диеты для «стандартной» семьи из 4-х человек (родители и двое несовершеннолетних детей).На основе статистических исследований был сделан вывод, что бедная семья в среднем тратит на питание треть своих доходов. Поэтому эксперты предложили определять сумму минимально необходимого дохода для «стандартной» семьи путем утроения стоимости «минимально достаточного» питания для нее. Эта сумма дохода получила официальное наименование уровня бедности. В 2010 году уровень бедности для семьи из 4-х человек, проживающих в городе, составлял 22.314 долларов в год. Размеры расходов на различные программы социальной помощи составляют около 4% ВВП США. Программы финансируются федеральным правительством либо полностью, либо совместно с властями штатов. В целом доля федеральных ассигнований составляет почти 73%. Примерно 50% всех средств идет на денежные выплаты неимущим, продовольственную помощь и жилье, около 40% — на медицинскую помощь. Почти 8% приходится на вложения в «человеческий капитал» — образование, профподготовку и пр. Одной из основных федерально-штатных программ денежной помощи является помощь нуждающимся с детьми на иждивении (АФДС). Это одна из старейших программ, она была введена в 1935 г. и первоначально охватывала только вдов с детьми. Ныне по ее каналам получают пособия почти 12 млн человек, причем почти 90% из них — это матери-одиночки с малолетними детьми. Доля федеральных расходов в среднем составляет 55%. В среднем пособие составляет около 400 долларов в месяц на семью (с учетом ее размера), что составляет примерно 20% от уровня средней зарплаты в промышленности. В то же время следует отметить, что помощь семье в США носит комплексный характер. Обычно семья, внесенная в списки АФДС, имеет право на получение продовольственных талонов, дети школьного возраста получают бесплатное питание (программа школьных завтраков). Такая семья пользуется медицинской помощью по программе «Медикейд». Примерно 25% семей, имеющих пособия на детей, пользуются субсидируемым жильем. С принятием «Закона о поддержании семьи» (1990 г.) установлено, что молодые матери, бросившие школу, обязаны продолжать образование в государственных школах. Продовольственная помощь малоимущим осуществляется по нескольким крупным федеральным программам. По программе продовольственных талонов бесплатные талоны предоставляются лицам, чей доход не достигает 130% уровня бедности, другие категории оплачивают часть их стоимости. Программа охватывает 18 миллионов человек. Талоны позволяют получать продукты питания в обычных магазинах. Список продовольственных товаров, приобретенных по ним, строго рационирован. Программа школьных завтраков предоставляет ежедневно бесплатное одноразовое питание школьникам из наименее обеспеченных семей. Школьники из семей, чей доход несколько превышает уровень бедности, получают право на скидку. Это одна из самых крупных по количеству клиентов (более 24 млн человек) программ социальной помощи. Специальная продовольственная помощь оказывается беременным женщинам и матерям с детьми до одного года. Ее получают 4,4 млн человек в год. Программа «Медикейд» предоставляет медицинскую помощь лицам, живущим ниже уровня бедности. Она финансируется совместно федеральным правительством и властями штатов. Федеральные расходы превышают 30 млрд долларов в год, помощь получают до 23 млн человек. Жилищная помощь с 30-х гг. является одним из важных компонентов помощи бедным. Федеральные средства идут на субсидирование нового жилья для бедных, поддержание и ремонт жилого фонда, а также используются на пособия для оплаты жилья. Всего субсидируется более 6 млн единиц жилья (эти единицы объединяют квартиры и небольшие дома). Из них 1, 2 млн принадлежит муниципалитетам, остальные — частным домовладельцам. Установлен потолок государственных субсидий на аренду жилья в размере около 300 долларов в месяц на семью из 4 человек. В 80-х гг. законодатели приняли положение о том, что получатель пособия должен затрачивать на оплату жилья не менее 30% своего дохода (с 1969 г. было — не более 25%), формируемого за счет зарплаты. В США существуют также программы помощи бездомным (число последних колеблется от 1,5 до 2 млн человек). В 1987 г. был принят закон Маккини , в соответствии с которым штатам выделяются средства на строительство ночлежек, находящихся в ведении муниципалитетов. Федеральные программы помощи в сфере образования дают возможность школьникам из бедных семей посещать бесплатные школы, а студентам предоставляют беспроцентные займы для оплаты обучения (подобная льгота распространяется и на часть среднего класса, живущего выше черты бедности). Как уже отмечалось, получатели пособий по АФДС, не имеющие школьного образования, ныне обязаны посещать школу или приобретать специальность. Программы профессиональной подготовки дают возможность получать квалификацию на рабочих местах, создаваемых за счет федеральных субсидий частному сектору. Расходы федерального правительства в сфере образования и профподготовки составляют более 30 млрд долларов в год.
Доходы и расходы бюджетной системы США[3]
Достойное социальное обеспечение граждан США гарантирует Федеральный бюджет. В таблице 7.1 приведены расходы федерального бюджета СШАпо основным функциям правительственной деятельности в 2001 г. Таблица 7.1. Расходы федерального бюджета США по основным функциям правительственной деятельности в 2001 финансовом году
Для справки: Расходы Федерального бюджета США в 2010 г. – 3.456,0 млрд. долл. Расходы Федерального бюджета РФ в 2010 г. – 330,9 млрд. долл. Из таблицы 7.1 видно, что на решение социальных проблем (на образование и профессиональное обучение, здравоохранение, программу медицинского обслуживания «Медикейр», обеспечение доходов населения, социальное страхование, выплаты и услуги ветеранам) США расходуют две трети (64,18%) федерального бюджета. 16,55% – оборона. Источником основных доходов для бюджетов всех уровней являются налоговые поступления. Виды взимаемых налогов, их ставки, общие суммы распределяются между тремя уровнями бюджетной системы. Одни виды налогов взимаются в США на всех трех уровнях, другие – на одном или двух уровнях власти. На каждом из уровней взимаются, например, индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибылей корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы. Облагаемая сумма и величина налоговых ставок, порядок взимания определяются на каждом уровне. Не все из перечисленных налогов установлены в каждом штате и самоуправлении. Структура доходов федерального бюджета США по основным источникам в 2001 финансовом году приведена в таблице 7.2. Таблица 7.2.Структура доходов федерального бюджета США по основным источникам в 2001 финансовом году
Для справки: доходы Федерального бюджета США в 2010 г. составили 2162,0 млрд. долл. Если бы в США подоходный налог и налоги на собственностьбыли бы такими же, как в России, доходы их бюджета сократились бы в 2-2,5 раза и соответственно сократились бы расходы на соцнужды, на оборону и т.п. Из таблицы 7.2 видно, что основную часть поступлений в федеральный бюджет давали индивидуальные подоходные налоги (49,94%), налоги и выплаты для целей социального страхования (34,86%), налоги на доходы корпораций (7,59%). Только в штатах и местными органами власти взимаются налоги с продажи в розницу, налог на движимую и недвижимую собственность. Бюджеты штатов в целом по стране формируются, прежде всего, за счет налогов на продажи. В конце ХХ в. они составляли 29% поступлений этого уровня, индивидуальных подоходных налогов – 17%, налогов с корпораций – 5%, других поступлений – 16%. От поимущественных налогов штатам поступает только около 1% общих налогов. В то же время более 20% совокупных поступлений в бюджеты штатов давали суммы финансовой поддержки из федерального бюджета, а около 1,5% – из бюджетов местных органов власти. В составе совокупных поступлений в местные бюджеты в среднем по стране до 29% давали доходы от налогов на собственность, 6% – налоги на продажу, 2,4% – подоходные налоги с физических лиц и корпораций. До трети общих поступлений местные бюджеты получают от правительств штатов и еще 6% – от федерального правительства. Резко отличается от федерального уровня и структура расходов региональных и местных бюджетов. Основные расходы в штатах и местных самоуправлениях в совокупности идут на образование (до 35% общих расходов), на различные пособия (13%, в основном через бюджеты штатов), систему общественной безопасности (8%). Соединенным Штатам принадлежит крупнейшая доля в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП), которая превышает 21% в последние годы. По этому показателю к США приближается только ЕС. Активная работа на американский рынок служит важным источником роста и прогресса экономики для многих стран мира и выступает для них эффективным воплощением модели догоняющего развития. После Второй мировой войны эту стратегию особенно активно применяли ФРГ и Япония. В настоящее время ее активно использует Китай и другие государства мира. Примечательно, что в последние годы КНР «вносит крупнейший вклад» в дефицит американского торгового баланса, опередив Японию не только в этом отношении, но и по размеру экспорта в США. Таблица 7.3. Показатели внешней торговли США с некоторыми партнерами (млрд. долл.)[4]
Из таблицы 3 видно, насколько зависимы страны Европы, Япония и Китай от США. Ясно также, почему кризис в США немедленно становится мировым. 7.2. Великобритания[5]
Сегодня в Великобритании существуют четыре основные категории социальных пособий, выплачиваемых на основании данных о доходах гражданина: пенсионное пособие, пособие по инвалидности, пособие на иждивенцев и пособие по случаю утраты кормильца. Что касается льгот, то в Англии они в основном касаются тех преимуществ, которые работающие граждане получают по месту работы. Одной из характерных черт британской системы социального обеспечения является существование, помимо официальных и общепринятых, неофициальных льгот. Следует подчеркнуть, что провести четкое различие между теми и другими, с точки зрения их эффективности, очень трудно. Самыми распространенными официальными льготами, которые служат дополнением к основной заработной плате, являются: предоставление служебного автомобиля, право покупки акций компании по низкой цене, корпоративные скидки, регулярное медицинское обследование, услуги адвоката и частной медицины, страховка для лечения зубов и скидки при посещении определенных ресторанов. Эти льготы, как правило, пользуются повышенным вниманием государственных органов из-за своего налогового потенциала. В отличие от официальных льгот, обычно записанных в трудовом контракте, неофициальные нигде не фиксируются. Наиболее типичны среди них: возможность для сотрудников компании покупать товары по сниженным ценам; столовая для руководства; возможность забирать домой остатки материалов (для рабочих некоторых производств); право на дополнительный оплачиваемый отдых, помимо ежегодного оплачиваемого отпуска (например, типичные для госслужащих два с половиной дополнительных выходных ежемесячно) и т. д. Такие льготы, как правило, дополнительно налогами не облагаются. Принято считать, что все эти льготы и дополнительные преимущества направлены на то, чтобы получить работника, более преданного своему делу и фирме или учреждению, менее склонного менять место работы и более лояльного как гражданина. Однако следует отметить, что их существование не заставляет людей упорнее работать и не обеспечивает более высокую производительность труда. Чем крупнее организация, тем шире ее возможности предоставлять льготы своим сотрудникам. Мелкие предприятия и учреждения, особенно некоммерческие, в этом плане весьма существенно отстают от более крупных. Льготы могут позволить сократить текучесть кадров организации, а значит, расходы на поиск, наем и профессиональную подготовку новых сотрудников. В то же время их наличие затрудняет возможность увольнения неэффективных работников без выплаты внушительного выходного пособия. В этом смысле льготы часто служат показателем статуса сотрудника внутри организации. Предоставление льгот требует от предприятия и учреждения немалых средств (обычно они составляют не менее 30 процентов жалования сотрудника) и дополнительных административных ресурсов. Характер льгот, в которых нуждается сотрудник, меняется, в зависимости от его карьерного роста и стажа работы: чем ближе к пенсии, тем более важными для него становятся льготное медицинское обслуживание и пенсионные отчисления. Поэтому многие компании в последнее время стали переходить на более гибкую систему льготных пакетов, действующую по принципу «самоотбора»: льготы подбираются в соответствии с потребностями конкретного человека и могут быть, по желанию, заменены денежным эквивалентом (в виде прибавки или вычета из жалования). Система здравоохранения и социального обеспечения зиждется в Великобритании на трех столпах: 1) Национальная служба здравоохранения (НСЗ). Здоровье нации есть забота НСЗ, услуги которой доступны любому человеку, живущему в Великобритании и имеющему ее гражданство или статус постоянного жителя. 2) Социальные службы при местных органах власти, обеспечивающие на местах заботу о престарелых, инвалидах, людях с умственными расстройствами, а также о семьях с детьми. 3) Социальное обеспечение — система, призванная, во-первых, поддерживать базовый стандарт жизни для людей, которые лишились или не могут найти работу, а во-вторых, — обеспечивать финансовую помощь семьям и инвалидам. Все эти организации имеют открытый бюджет, а их деятельность относится к числу главных приоритетов британского правительства; на их содержание уходит около половины всех правительственных расходов. В своей работе они опираются на огромное множество различных благотворительных организаций и индивидуальных опекунов, взявших на себя заботу о членах своей семьи или друзьях. Более 90 процентов врачебной и иной медицинской помощи в Великобритании оказывается государством через систему НСЗ.
Национальная служба здравоохранения (НСЗ) –центральный элемент «велфэрной»[6]системы. Ее присутствие заметно буквально на каждой торговой улице британских городов – в форме районных аптек, в каждой деревне и пригороде – в форме кабинетов так называемых врачей общей практики, или семейных врачей, и государственных дантистов. НСЗ – один из крупнейших работодателей в мире. Принципы, заложенные в основу ее существования при создании в 1948 году, остаются актуальными и поныне: признано необходимым, чтобы в стране существовала доступная служба здравоохранения, способная оказать любую медицинскую помощь каждому нуждающемуся, вне зависимости от уровня его доходов. Для любого жителя Великобритании услуги НСЗ являются бесплатными. Все налогоплательщики – работодатели и работающие – платят налоги в ее пользу. Около 82 процентов расходов на содержание НСЗ оплачивается из общих налогов. Остальное покрывается поступлениями из следующих источников: - процент от отчислений в фонд национального страхования (платятся работающими и работодателями) – 12,2 процента; - наценки на стоимость некоторых товаров и услуг (например, лекарств, выписанных семейными врачами), лечения зубов и проверки зрения – 2,3 процента (дети и неплатежеспособные взрослые освобождаются от таких наценок); - продажа земли и другие схемы, приносящие доход – менее 1 процента. Помимо этого: - руководство службы здравоохранения вправе собирать пожертвования из добровольных источников; - некоторые больницы, входящие в систему НСЗ, принимают частных пациентов, которые платят полную стоимость своего содержания и лечения. Вслед за обретением Шотландией, Северной Ирландией и Уэльсом большего суверенитета в 1999 году там были созданы собственные министерства, ведающие вопросами здравоохранения, и собственные НСЗ. В Шотландии соответствующее ведомство возглавляет министр здравоохранения и социальной опеки. В Уэльсе, который по праву гордится той ролью, которую сыграл в создании британской службы здравоохранения уэльсец Эньюрин Бивен (в 1948 году — министр здравоохранения Великобритании), ныне существует собственная НСЗ, работу которой контролирует Министерство здравоохранения и социального обслуживания населения. Разработкой политики в области здравоохранения и ее финансированием занимается Национальная Ассамблея (парламент Уэльса). Ни для кого не секрет, что НСЗ является сегодня объектом серьезной критики. Среди наиболее острых проблем – долгие очереди на госпитализацию, переполненные больницы, нехватка младшего медицинского персонала. Альтернативой выступает частный сектор медицинских услуг, который является более эффективным. У многих пациентов, нуждающихся в срочной операции, просто не остается иного выбора, как обращаться за помощью к платной медицине, поскольку очередь на бесплатную госпитализацию в системе НСЗ может составлять месяцы, а то и годы. Лечение в частных клиниках стоит дорого, зато оно более эффективно, предоставляет более комфортные условия и его не нужно ждать. Существуют два основных способа получения частной медицинской помощи, будь то консультация специалиста, амбулаторное лечение или госпитализация: оплата напрямую или посредством медицинской страховки. При отсутствии страховки у пациента стоимость услуг может быть очень высока, особенно если речь идет о лечении в больнице. Не каждый может позволить себе сразу заплатить значительную сумму, поэтому некоторые предпочитают покупать частную медицинскую страховку. Сделать это можно, как правило, в страховой компании. Наиболее известны такие крупные страховые компании, как «Norwich Union», «Bupa», PPP, предлагающие разнообразные схемы частной медицинской страховки по различным ценам. Страховые выплаты производятся ежемесячно, обычно напрямую с банковского счета клиента (так называемый прямой дебет), причем вне зависимости от востребованности услуги, то есть, от того, пользовался ли клиент в этот промежуток времени медицинской помощью или нет. В случае, когда клиенту требуется медицинская помощь, он подает заявку в страховую компанию и извещает ее о природе заболевания. Затем он должен взять у районного врача НСЗ направление в частную клинику с указанием причин обращения. Счет за лечение врач частной клиники направляет непосредственно страховой компании.
Следует отметить, что все страховые компании, работающие с медицинскими страховками, ставят перед клиентами ряд ограничений. Самым важным из них является отказ страховать уже существующие состояния здоровья. На деле это означает, что хронические заболевания, а также заболевания, возникшие к моменту заключения договора со страховой компанией, исключаются из числа страховых случаев. Впрочем, некоторые страховые компании не отказываются страховать хронические заболевания, но это сказывается на цене, которая в этом случае значительно возрастает. Кстати, некоторые крупные компании оплачивают своим сотрудникам частную медицинскую страховку, но обычно в таких случаях речь идет только о некоем общем минимуме услуг. Он включает лишь определенные виды операций и исключает медицинские консультации и амбулаторное лечение.
Образование: частное и государственное. Про государственное образование в Великобритании можно сказать, что оно оставляет желать много лучшего. Среди его наиболее распространенных проблем: переполненность школьных классов; нехватка оборудования для освоения информационных технологий; перегруженность учителей, которые не могут справиться с большим количеством учеников, что зачастую сказывается на их здоровье и качестве обучения. Еще одной серьезной проблемой является нехватка учителей-предметников, в результате чего уроки часто ведут так называемые заместители (учителя, временно замещающие отсутствующего специалиста). Во многих районах Англии ситуация с государственным образованием является совершенно неудовлетворительной. Школам не хватает денег. И это при том, что все работающие граждане Великобритании, вне зависимости от того, есть ли у них дети школьного возраста или нет, платят за образование посредством налогов. Для безработных, которые не платят налогов, государственное образование является полностью бесплатным. Впрочем, самые большие нарекания вызывает крайне низкий уровень преподавания в государственных школах. В основном именно это обстоятельство заставляет многих родителей изыскивать возможность давать своим детям частное образование. В Великобритании существует сложившаяся система частных школ. И хотя частное образование стоит дорого, многие родители, даже с невысокими доходами, стараются отдать своих детей учиться в частные школы, так как хотят быть уверенными в том, что их отпрыски получат если не лучшее, то, по крайней мере, достойное образование. Стоимость частного образования неодинакова в разных школах и зависит от ряда факторов: местоположения школы, уровня образования, имени и престижности (обучение в известных школах и колледжах со сложившимися традициями, как правило, стоит дороже), а также типа школы. Различают два основных типа школ: школы с проживанием и школы дневного посещения. Школы с проживанием обычно стоят дороже, так как там ученики не только учатся, но и живут с понедельника по пятницу, возвращаясь домой на выходные и каникулы. Для наглядности можно сравнить стоимость обучения в различных частных школах. Средняя стоимость обучения в школе дневного посещения, расположенной в Лондоне или ближайшем пригороде, составляет примерно 7—9 тысяч фунтов стерлингов в год. Школа, расположенная в Центральном Лондоне, обойдется дороже, как, впрочем, и все, что находится в центре столицы. Средняя стоимость обучения в школе с проживанием составляет от 16—17 тысяч фунтов в год и выше. Обычно принято вносить плату частями, по триместрам. Например, средний размер триместрового платежа в школе дневного посещения стоимостью 8 тысяч фунтов в год составит приблизительно 2300 фунтов. Родители нередко жалуются, что размер платежей из года в год постоянно растет. Есть и еще одна особенность: чем дороже и престижнее школа, тем дороже стоит школьная форма. Нормальная цена школьного блейзера или пиджака для мальчика 12—14 лет составляет 75—80 фунтов. В некоторых школах, помимо пиджака, требуются еще и особые рубашки, а также особая форма для занятий физкультурой. В целом, средняя стоимость школьной формы может доходить до 200 и более фунтов. По сравнению с частными, государственные школы не столь требовательны к внешнему облику своих учащихся. Форма для государственных школ недорогая, и ее можно купить в любом крупном универмаге. Закономерен вопрос: кто же может позволить себе частное образование и каков среднегодовой доход рядовой английской семьи? Заработная плата квалифицированного специалиста в Лондоне составляет в среднем 20-27 тысяч фунтов стерлингов в год. Исключение представляют юристы и врачи: их зарплата может доходить до 50-100 тысяч фунтов и более.
7.3. Франция[7]
Современная система социального обеспечения во Франции имеет чрезвычайно сложную структуру. Она объединяет более 20 организаций, каждая из которых занимается взносами и отчислениями, идущими на поддержку различных «велфэрных» программ. Льготы, предоставляемые системой социального обеспечения Франции, распространяются на всех жителей страны, и все работающие французы платят взносы в национальную систему социального обеспечения. Следует подчеркнуть, что именно деньги налогоплательщиков являются основным источником финансирования системы социального обеспечения во Франции. Это подразумевает, что все работающие (в том числе не по найму) и зарабатывающие французы оплачивают свои социальные пособия и льготы опосредованно, путем налогов. Установленная сумма взноса вычитается работодателем из зарплаты работника и фиксируется в его платежной ведомости. Главной организацией, отвечающей за эти отчисления, является URSSAF (Union pour le Recouvrement des cotisations de Sеcuritе Sociale et d'Allocations Familiales), но кроме нее есть и другие. Французская система социального обеспечения является обязательной и, среди прочего, решает проблемы, возникающие в связи с выходом на пенсию, безработицей и получением помощи по линии национального здравоохранения. Отчисления на финансирование различных схем осуществляют компании, трудящиеся и профессионалы. На отчисления от зарплат трудящихся во Франции содержатся такие «велфэрные» программы, как предоставление пособий по безработице, базовое медицинское страхование, государственное пенсионное обеспечение и выплата семейных пособий, на которые имеет право каждый гражданин или житель Франции. Обычно при зачислении нового сотрудника работодатель подробно объясняет, сколько и за что у работника будут вычитать из зарплаты, и может дополнительно предложить ему расширенную медицинскую страховку (mutuelle), взносы за которую также будут вычитаться из его зарплаты. Для некоторых категорий населения действуют иные схемы — например, для тех, кто работает (или работал) не по найму. В этом случае приходится обращаться в соответствующие органы, которые определят нужную схему отчислений и льгот. Если человек приезжает во Францию из другой страны, но имеет постоянную работу, все формальности, связанные с его социальным статусом, берет на себя его компания. Он так же, как и любой французский гражданин, будет делать отчисления от зарплаты и пользоваться гарантиями французской системы социального обеспечения. Если же иностранец приезжает во Францию на временную работу, ситуация слегка усложняется. В этом случае вступают в силу соглашения по вопросам социального обеспечения, существующие между его страной и Францией. В некоторых случаях заботу о формальностях берет на себя приглашающая компания, хотя человеку может также понадобиться встать на учет в своем местном отделении службы социального обеспечения. Всякий, кто планирует отправиться на работу во Францию, должен предварительно выяснить во французском посольстве, какие соглашения между Францией и его страной действуют в области социального обеспечения.
Компенсации. Каждый человек, имеющий право на социальное обеспечение во Франции, получает свой регистрационный номер, и на него заводится специальная пластиковая карточка (carte vitale). Такая карточка имеется у каждого работающего жителя Франции; в ней перечислены имена членов его семьи, которые, таким образом, тоже являются застрахованными. Для французов очень важно собирать все счета, квитанции и рецепты, не забывая указывать свой регистрационный номер при заполнении любых медицинских документов, чтобы получить компенсацию медицинских расходов. Впрочем, предоставляемая системой социального обеспечения «обычная» страховка (conventionee) покрывает только часть расходов — некий установленный стандарт медицинских услуг. Все, что выходит за его рамки, в том числе услуги дантиста и окулиста, оплачивается из дополнительной страховки (mutuelle), которая может быть предложена работнику работодателем или куплена самостоятельно. Любопытно, что в Англии медицинские страховые компании обычно не оплачивают стоимость лекарств.
Система здравоохранения. Все жители Франции, даже нищие и бездомные, имеют право на страховой минимум медицинских услуг (Couverture Maladie Universelle). Медицинское страхование является обязательным и оплачивается работником (1/4) и работодателем (3/4). Выбор врача или клиники является личным делом пациента. Французы, каких бы политических взглядов они ни придерживались, просто не могут поверить, что миллионы американцев вообще не имеют медицинской страховки. Стоит отметить, что, по оценке Всемирной организации здравоохранения, Франция стоит на первом месте в списке из 191 страны по уровню общего здравоохранения (Великобритания занимает в этом списке 18-е место, а США — 37-е). Каждый человек во Франции, имеющий работу, обязан отчислять средства в национальную систему социального обеспечения, и без всякого исключения любой человек — француз и иностранец, работающий и безработный, ребенок и старик — имеет право на пользование ее благами (лишь 0,1 процента населения страны не охвачены всеобщим медицинским страхованием). Система эта представляет собой довольно сложный бюрократический организм, что особенно ощущается, когда речь заходит о создании новой компании.
Французская система медицинского страхования основана на принципе значительной компенсации в случае любой медицинской проблемы, и полной компенсации — в случае серьезного заболевания. При стандартных расценках (обычная стоимость визита к врачу составляет 20 евро, но может быть и выше — это зависит от наценки за степень и звание доктора) компенсируются 80 процентов стоимости лечения и от 80 до 40 процентов стоимости лекарств, в зависимости от степени их медицинской необходимости (необязательные лекарства не оплачиваются). В случае серьезного заболевания, включая болезни, связанные со старостью, страховка покрывает 100 процентов стоимости лечения и лекарств. «Carte vitale», таким образом, служит практически денежным эквивалентом. Лекарства, выписанные врачом, обычно можно без проблем приобрести в любой французской аптеке; в случае, если какой-то препарат отсутствует на французском рынке, пациенту могут предложить заменить его аналогом. Управление системой медицинского страхования осуществляется на основе принципа паритета: каждое региональное отделение («касса») имеет свой руководящий совет, состоящий из представителей профсоюзов и союзов работодателей в соотношении 50/50. В случае спорных вопросов роль судьи берет на себя государство. Частные вклады пациентов весьма ограничены, финансирование носит в основном общественный характер. Система поддержки семьи (Allocations Familiales) гарантирует финансовую помощь всем французским семьям, независимо от доходов, а также дополнительные услуги, например, оплату детских садов и каникулярных центров (в соответствии с доходами). Семья, ожидающая ребенка, получает около 2 тысяч евро, выплачиваемых в три этапа (первые две выплаты приурочиваются к обязательному посещению женщиной врача, третья — к рождению ребенка). Впоследствии и вплоть до достижения ребенком 20 лет семья получает на него ежемесячное пособие (около 100 евро на каждого из двух или более детей). (Интересно, что в Англии действует почти тот же самый принцип: семья, имеющая детей, получает так называемое детское пособие в размере в среднем от 50 до 66 фунтов стерлингов на каждого ребенка в месяц. При этом обычная британская семья, состоящая из двух взрослых и одного ребенка, тратит приблизительно 90—100 фунтов в неделю на товары первой необходимости — то есть продукты и иные товары для домашнего хозяйства, без учета одежды и всего прочего, что не может быть отнесено к товарам первой необходимости).
Система пенсионного обеспечения. Во Франции любой человек, проработавший 40 лет, имеет право на минимальную пенсию (порядка 750 евро в месяц). Пенсионные схемы, предлагаемые компаниями или предприятиями своим сотрудникам, являются дополнением к этой общенациональной системе. Подобно другим пенсионным системам Европы, французская система явилась плодом длительного исторического развития. В марте 1947 года между национальным союзом работодателей и профсоюзами было заключено коллективное соглашение о создании дополнительной пенсионной схемы для руководящих сотрудников («кадров»), получившей название АГИРК (Association Générale des Institutions de Retraite des Cadres). АГИРК представляла собой подлинное новаторство в деле социального обеспечения и имела огромный успех. Решающую роль здесь сыграла техника répartition – перераспределения средств: провал предыдущих схем, основанных на консолидации средств, оставил целое поколение «кадров» вообще без пенсий. Отныне же, благодаря принципу перераспределения, выплата пенсий стала реальным делом. Вскоре подобные схемы были взяты на вооружение многими другими компаниями. Некоторые, наиболее крупные из них, правда, предпочитали пользоваться собственными схемами, но они, как правило, были общими для предприятий одной отрасли или одного региона, что было важно в контексте унификации. Начавшийся экономический рост способствовал развитию пенсионной системы, но в целом она все еще носила более или менее хаотический характер и не всегда могла предложить реальные гарантии. Вот почему в декабре 1961 года было подписано второе национальное и межпрофессиональное соглашение в этой области. Для всех компаний, входивших в национальный союз работодателей, была установлена единая ставка обязательных отчислений и создана АРРКО (Association des Régimes de Retraite Complémentaire) – система финансовой солидарности разных профессий. В результате, в 1962 году, помимо базового социального обеспечения, большая часть трудящегося населения Франции была охвачена дополнительной пенсионной схемой. И, наконец, в 1972 году парламент принял закон, распространивший дополнительную схему на те немногие компании, которые до сих пор не были связаны коллективными соглашениями. Пенсионное обеспечение всех трудящихся во Франции гарантируется схемами общего социального обеспечения и АРРКО – в той части зарплат, которая не превышает определенного «потолка» для социальных отчислений. Выше этого потолка действуют схемы АРРКО и АГИРК, образуя, таким образом, второй уровень социального обеспечения. Принцип действия этих схем на разных уровнях один и тот же: они являются общенациональными и обязательными. В этом их общий плюс и необходимое условие функционирования системы выплаты пенсий из текущих доходов. Другим общим плюсом является то, что пенсии не «привязаны» к конкретному предприятию, а зависят от общей суммы зарплат в частном секторе. Но у них есть и общий минус: они не отличаются особой гибкостью. Схема АРРКО охватывает всех наемных работников, кроме управленцев, и действует в той части их заработка, которая от одного до трех раз превышает установленный потолок. Схема АГИРК действует в отношении управленцев («кадров») и их заработков, от одного до восьми раз превышающих потолок. АГИРК действует как единая схема, в то время как АРРКО объединяет несколько различных схем, и ей приходится приводить их в соответствие между собой, чтобы все участники получали одинаковые преимущества. Главными отличительными чертами этих схем являются: - система перераспределения (принцип выплаты пенсий из текущих доходов); - равное представительство работодателей и работников («паритаризм»); - пенсионные очки. Система перераспределения теоретически означает, что пенсии бывших работников зависят от отчислений работников нынешних, то есть тех, кто трудится сегодня и получает зарплату в той же компании, отрасли или стране. Ежегодно общая сумма выплаченных пенсий складывается из общей суммы полученных отчислений, разделенной между всеми пенсионерами пропорционально положенной каждому доле. А общая сумма отчислений, в свою очередь, зависит от ставки отчислений, размер которой определяется коллективным соглашением.
Принцип паритета («паритаризм»). Не только создание, но и управление дополнительными пенсионными схемами во Франции является общим делом союзов работодателей и трудящихся. Из года в год предприниматели и профсоюзы совместно решают, как сбалансировать интересы тех, кто платит (компаний и работающих в них), и тех, кто является получателем этих средств (пенсионеров). Мнения всех заинтересованных сторон выслушиваются и принимаются во внимание. Правительство в процессе принятия решений участия не принимает. Следствием этого является отсутствие во Франции особой «пенсионной индустрии». Все решения принимаются работодателями и профсоюзами, то есть теми, чьи интересы непосредственно затрагивают. То же можно сказать и об управлении схемами. Централизация руководства позволяет обеспечить полное равенство: рабочие, в какой бы компании или отрасли они ни трудились, пользуются одинаковыми правами, а пенсионеры получают одинаковые пенсии, подвергаемые одинаковому перерасчету. С другой стороны, система не отличается гибкостью и не подразумевает свободных от отчислений дней.
Пенсионные очки. Ежегодно работник и его компания отчисляют определенный процент зарплаты в пенсионную схему; на эту сумму денег работник получает пенсионные очки. Когда он выходит на пенсию, все его пенсионные очки складываются и умножаются на денежную стоимость одного очка. Так определяется размер пенсии. В период болезни, временной нетрудоспособности или вынужденной безработицы очки начисляются бесплатно. Бесплатные очки также начисляются за ту часть трудового стажа работника, которая была им отработана до введения этой схемы. В АГИРК и во многих схемах АРРКО дополнительные очки получают работники, имеющие трех и более детей. Пенсия, таким образом, является отражением не только вклада самого трудящегося в свою трудовую пенсию, но и социальных приоритетов. Стоимость очков год от года меняется: ее размер определяет совет директоров предприятия по ресурсам, исходя, в том числе, из социальных соображений. Цель заключается в том, чтобы связать, насколько возможно, изменения в покупательной способности пенсий с изменениями в уровне зарплат. Проявлением солидарности является и тот факт, что размер пенсий не зависит от результатов работы компании. Таким образом, выплата пенсий во Франции не зависит ни от национальности, ни от страны рождения, ни от определяемых стажем имущественных прав пенсионера. Предпринимаемые руководством Европейского Союза усилия по облегчению передвижений рабочей силы для Франции не слишком актуальны, так как схемы АРРКО и АГИРК не имеют ограничений в этом отношении: поскольку система является общенациональной и не связана с проблемой фондов, она гарантирует человеку сохранение его прав даже при частой смене работы и за пределами страны. Во Франции нет пенсионного стажа (периода времени, необходимого для обретения права на пенсию), и пенсия выплачивается человеку, вне зависимости от национальности, в любом уголке мира.
В заключение следует отметить, что «велфэрные» системы в Великобритании и во Франции явились результатом длительного социального и исторического развития этих стран, и об этом не стоит забывать, говоря о бесплатных услугах и деньгах налогоплательщиков. Несмотря на неизбежные различия, существующие между британским и французским вариантами социального обеспечения, между ними есть и фундаментальное сходство: в обеих странах основополагающим принципом для обретения социальных прав служит гражданство и/или статус постоянного жительства, а не личные успехи. Граждане Великобритании и Франции имеют право на бесплатное социальное обеспечение просто потому, что они являются гражданами этих стран. Успехи страны — экономические, социальные и культурные — целиком зависят от людей, которые в ней живут, и эти люди заслуживают такого отношения к себе (в том числе гарантированного медицинского обслуживания, образования и т. д.), которое делает их жизнь более комфортной, а их самих — более лояльными по отношению к собственной стране. Подробнее см. раздел "Наши труды" "Снижение неравенства", стр. 99-107 Добавить комментарий |
Комментарии: