Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Рекомендации

О на­лого­вом стиму­ли­ро­ва­нии не­сы­рье­вых от­рас­лей

В нашей стране по разным причинам условия работы предприятий разных отраслей не одинаковы. Эти условия отличаются наличием или отсутствием конкуренции с зарубежной продукцией и разной привлекательностью отраслей на рынке труда. Задача государства – создавать одинаково благоприятные условия для всех. Основным инструментом для решения этой задачи могло бы стать налоговое регулирование.

Допустимые значения налоговой нагрузки на предприятия-производители продукции определяются следующими факторами:

- ценой, за которую продукцию можно продать;

- зарплатой, на которую можно найти работников;

- производительностью труда на предприятии.

При отсутствии оборотных средств и доступа к дешевым кредитам на устаревшем оборудовании трудно добиться высокой производительности труда. Поэтому основные резервы – в уклонении от уплаты налогов.

Сегодня налоговое бремя на производственный бизнес явно избыточно. Тем более что производителю приходится конкурировать с продукцией, не облагаемой никакими налогами и пошлинами. Например, известно, что в 2005 году контрабандная и контрафактная продукция составляла 62,4% от общего объема товаров легкой промышленности, купленной населением России. Вспомним о сотнях контейнеров на Черкизовском рынке (2009 г.), в которых находился контрабандный ширпотреб на два миллиарда долларов. И сколько таких контейнеров в нашей стране? Чтобы выжить, многим приходится уклоняться от уплаты налогов. Судите сами.

Сегодня, чтобы выдать работнику на руки, например, 10.000 рублей, предприниматель должен назначить ему зарплату 11.494 руб. и заплатить в бюджет в виде налогов на зарплату – подоходный налог 13% (1.494 руб.), ЕСН 26% (2.988 руб.), страховку от травматизма на производстве в среднем 2% (230 руб.) и НДС 18% от суммы зарплаты и налогов (2.648 руб.). Для простоты другие налоги не учитываем. Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 17.360 рублей, т.е. существенно (на 73,6%) больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату в конвертах? Аргумент, что без накопительных отчислений в пенсионный фонд работник может лишиться небольшой прибавки к пенсии через 20–25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Можно, конечно, начать «закручивать гайки», но прежде, надо существенно снизить налоги для производителей ширпотреба, чтобы они добровольно могли выйти из тени, так как при «закручивании» пострадают первыми.

Оптимизация системы налогообложения – одна из основных задач государства. Средства решения этой задачи общеизвестны: налоговое регулирование и совершенствование администрирования. Судя по достижениям нашей экономики, указанные средства использованы не в полной мере.

На первом этапе можно было бы снизить налоги для несырьевых отраслей, для которых эта мера могла бы дать существенный эффект без дополнительных инвестиций (см. Таблицу – перечень отраслей и их численность могут быть уточнены). Если снизить ЕСН, НДС и Налог на прибыль до 10%, предприниматель из того же дохода сможет платить сотруднику примерно на 30% больше, что будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия и выводу его доходов из тени. Посмотрим, что потеряет бюджет при таком снижении налогов для указанных отраслей.

Известно, что среднемесячная зарплата 2 млн. 840 тыс. человек, работающих в этих отраслях, в 2007 г. составляла 10,0 тыс. рублей, а средняя рентабельность предприятий не превышала 10%. Зная, что стоимость основных фондов всех обрабатывающих производств составляет около 3,6 трлн. руб., и, принимая срок амортизации равным 15 годам, получаем годовую амортизацию 243,3 млрд. руб. Для отраслей, указанных в Таблице, амортизация составит 61,1 млрд. руб. (пропорционально 2 млн. 840 тыс. занятых в этих отраслях из общего числа 11,3 млн. чел., занятых в промышленности).

 

Таблица. Отрасли экономики, для которых целесообразно снижение налоговой нагрузки в первую очередь

 

Отрасль экономики

Численн.

тыс. чел.

2007 г.

Легкая и текстильная промышленность (текстильное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи, в т.ч. производство обуви)

 

        550,0

Издательская деятельность и производство полиграфической продукции

        200,0

Производство упаковки

        300,0

Производство резиновых и пластмассовых изделий, производство готовых металлических изделий

       

        100,0

Деревообработка, в т.ч. производство мебели

        250,0

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности.

       

        460,0

Медицинская и микробиологическая промышленность

        100,0

Электронная промышленность

100,0

Малый бизнес (научные, проектно-конструкторские и производственные предприятия, не переведенные на УСН)

 

        780,0

Итого

     2.840,0

 Можно подсчитать годовой фонд оплаты труда (ФОТ), прибыль, а также суммы налогов (ЕСН, НДФЛ, НДС, налога на прибыль), получаемые от этих отраслей в бюджет.

ФОТ = 2.840×10,0×12 = 340,8 млрд. руб. (вместе с НДФЛ);

НДФЛ при ставке 13% составит ФОТ х 0,13 = 340,8×0,13 = 44,3 млрд. руб.;

ЕСН при ставке 26% составит ФОТ х 0,26 = 340,8×0,26 = 88,6 млрд. руб.

Примем условно прибыль, равной 10% от суммы ФОТ, ЕСН и амортизации.    

Прибыль = (340,8 + 88,6 + 61,1) х 0,1 = 49,1 млрд. руб.

Налог на прибыль при ставке 24% равен 49,1×0,24 = 11,8 млрд. руб.

Добавленная стоимость (ДС) = ФОТ + ЕСН + Прибыль + амортизация = 340,8 + 88,6 + 49,1 + 61,1 = 539,6 млрд. руб.

НДС при ставке 18% будет равен 539,6×0,18 = 97,1 млрд. руб.

Таким образом, общая сумма поступлений налогов в бюджет при стандартных ставках налогов составит 44,3 + 88,6 + 11,8 + 97,1 = 241,8 млрд. руб.

Если при том же ФОТ ставки ЕСН, НДС и налога на прибыль снизить до 10%, то поступления в бюджет составят:

ЕСН = 340,8×0,1 = 34,1 млрд. руб.

Если предположить, что снижение ЕСН пойдет на увеличение прибыли, то прибыль составит: 49,1 + (88,6 – 34,1) = 103,6 млрд. руб.

Налог на прибыль будет равен 103,6×0,1 = 10,4 млрд. руб.

Добавленная стоимость (ДС) = 340,8 + 34,1 + 103,6 + 61,1 = 539,6 млрд. руб.

НДС = 539,6×0,1 = 54,0 млрд. руб.

А общая сумма поступлений налогов в бюджет будет равна: НДФЛ + ЕСН + Налог на прибыль + НДС = 44,3 + 34,1 + 10,4 + 54,0 = 142,8 млрд. руб.

Таким образом, общие потери бюджета при снижении для указанных отраслей ЕСН, НДС и Налога на прибыль до 10% составят 241,8 – 142,8 = 99,0 млрд. руб., т.е. 1% всех запланированных поступлений в бюджеты и фонды, которые запланированы на 2007 год в сумме 9,8 трлн. рублей, или 0,37% ВВП. Если снижение ЕСН пойдет на зарплату, то потери будут еще меньше.

Можно предположить, что в 2008–2009 годах соотношения сохранились.

Обычно нежелание снижать налоги для той или иной отрасли мотивируют опасностью больших потерь бюджета и увеличения инфляции. Здесь приведен полный расчет, чтобы каждый желающий мог проверить его правильность и увидеть, что возможные потери не так велики. Не говоря о том, что увеличение выпуска товаров – лучший способ борьбы с инфляцией.

Опасность, что все станут товаропроизводителями или перепродажу будут выдавать за производство, минимальна. Имеется множество способов отслеживать и предупреждать возможные злоупотребления.

Проблема компенсации средств Фондов при снижении ставки ЕСН решается очень просто: недостающую часть средств (1%) Фонды должны получать из Федерального бюджета и для них ничего не изменится. Это и есть цена налогового стимулирования. Реальная цена уже в первый год будет ниже, т.к. в связи с возможным выходом предприятий из «тени» повысится собираемость налогов. В дальнейшем неминуемы рост экономики и рост доходов бюджета.

И не страшно, что снижение налогов сделает успешные предприятия еще более успешными. Важно, что успешных предприятий станет намного больше.


Комментарии:


Добавить комментарий
Ваше имя:

E-mail:
Сообщение (*):
Введите код на картинке: