Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Новости

Экспертами нашего Центра разработана Часть 1 Доклада "Стратегия для России "Экономика здравого смысла"" "Первоочередные меры для реализации в 2017-2018 годах" подробнее...

ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ И

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ

(АНО ЭАЦ «Модернизация»)

 

Доклад. Стратегия для России: «Экономика здравого смысла»

 

Экономика России. Оценка ситуации

Первоочередные меры для реализации в 2017-2018 годах

 

 

Авторский коллектив.

 

В.А. Кашин, д.э.н. Государственный советник налоговой службы II ранга, член Правления ЭАЦ «Модернизация», в 2002-2011 г. г. первый заместитель директора ФГУП Институт развития налоговой системы ФНС, научный руководитель разработки

М.Д. Абрамов, к.т.н., вице-президент ЭАЦ «Модернизация», ответственный исполнитель

М.А. Бочаров, руководитель Центра стратегических исследований

В.М. Симчера, д.э.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ, в 2001-2011 г. г. директор «НИИ Статистики»

 

 Москва-2017

 

Об авторах доклада «Стратегия для России «Экономика здравого смысла»»

 

Кашин Владимир Анатольевич – д.э.н., государственный советник налоговой службы II ранга, член Союза журналистов России, профессор Московского налогового института РосНОУ, член Правления ЭАЦ «Модернизация», эксперт по международным налоговым отношениям. Образование: экономический факультет МГУ. Работал начальником Управления ценных бумаг Промстройбанка России, директором департамента налогов аудиторской фирмы «Делойт энд Туш», начальником Управления учета и отчетности МНС России, первым заместителем директора ФГУП НИИ Развития налоговой системы ФНС (2002-2011). Автор более ста научных работ и учебников, посвященных проблемам финансов и налогообложения, например, таких известных работ как «Рубль плюс доллар», «Своя фирма за рубежом», «Правда о фондовой бирже», «Налоговые соглашения России», «Налоговая политика и налоговое администрирование», «Налоги и налогообложение».

Абрамов Михаил Давыдович – к.т.н., вице-президент ЭАЦ «Модернизация», почетный профессор Московского налогового института РосНОУ. Окончил МПИ в 1960 году. После окончания института 7 лет работал на производстве (типография, завод, СКБ). С 1967 по 1996 год работал в машиностроительном НИИ в должностях от младшего научного сотрудника до заведующего отделом и члена Совета директоров. В институте занимался проблемами конкурентоспособности, надежности и машиностроительной технологии. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1991 году основал машиностроительное предприятие, директором которого был с 1991 по 2010 год. Автор 11 изобретений и более 120 публикаций, в том числе около 50 публикаций по налоговой и промышленной тематике. Последние 20 лет занимается проблемами налогообложения и промышленной политики.

Бочаров Михаил Александрович – директор Центра стратегических исследований, Образование: высшее юридическое, Высшие инженерные курсы Госстроя СССР. Работал взрывником, начальником участка буровзрывных работ, начальником цеха, директором завода в системе Мингазпрома СССР (1958-1968), зам. ген. директора Всесоюзного объединения «Норильскгазпром» (1968-1977); зам. директора института «ВНИИгаз» (1977 – 1980); директор Комбината стройматериалов (три завода в составе комбината) (1980-1989). Народный депутат СССР, член Верховного Совета СССР, Секретарь (Зам. председателя) Комитета по строительству и архитектуре (Председатель Комитета Б.Н.Ельцин) (1989-1991); народный депутат РСФСР (1990-1993), кандидат на должность Премьер-министра РСФСР (1990г.); Председатель Высшего Экономического Совета при Президиуме Верховного Совета РСФСР (1990-1991гг.) в ранге Первого Вице-премьера Правительства РСФСР; Президент многопрофильного Концерна «БУТЭК» (1млн. 200тыс. работников) (1988-1996); Президент Международного русского клуба (1998 по н. в.), Председатель общественного объединения «Дети Второй Мировой Войны» (2013г. по н. в.).

Симчера Василий Михайлович – д.э.н. (с 1975г.), профессор статистики (с 1976 г.), Заслуженный деятель науки РФ, в 2001-2011 г. г. – директор «НИИ Статистики». С 1993г. действительный член и вице – президент Российской академии экономических наук (РАЭН) и более десяти других отечественных и зарубежных академий.  С 2000 г. действительный член Международного статистического института, с 2006 г. – член Американской и Международной биобиблиографических организаций. С 2010 г. почётный профессор, член учёных и научных советов многих университетов. За фундаментальные научные труды и признанный вклад в развитие статистических идей Кембриджская биобиблиографическая ассоциация (Англия) признала его «Учёным года» и включила во всемирную Энциклопедию «Great Minds of the 21st Century»  (издание 2007). Автор более 50-ти фундаментальных книг и классических учебников и учебных пособий в области статистики, экономики и социологии, в т. ч. «Энциклопедии «Политическая экономия» (1975-1980), «Энциклопедии статистических публикаций» (2001г.), «Энциклопедии статистических наук» (2010) и др.

Стратегия «Экономика здравого смысла»

 

При разработке Стратегии использованы данные Росстата, ФНС и независимые авторские оценки, опубликованные в следующих исследованиях ЭАЦ «Модернизация»:

1. «Налоговая доктрина. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации»[1] (работа выполнена по заданию Председателя Совета Федерации в 2011 г., рук. авт. колл. д.э.н., Государственный советник налоговой службы II ранга В.А. Кашин, с 2002 по 2011 год Первый заместитель директора ФГУП «Институт развития налоговой системы»).

2. «Модернизация подоходного налога и снижение социального неравенства»[2] (2011, рук. авт. колл., д.э.н., директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН А.Ю. Шевяков).

3. «Модернизация России: проблемы и пути их решения» (работа выполнена по заданию Промышленного Союза «Новое содружество» с участием его экспертов К.А. Бабкина и Е.А. Корчевого, 2012 г, 542 c., рук. авт. колл., доктор физ.-мат. наук, академик РАН Р.И. Нигматулин)[3].

4. «Администрирование внешнеторговых грузопотоков» (работа выполнена по заданию Комитета Государственной Думы по транспорту в 2013, 480 с., рук. авт. колл. чл.-корр. РАН, д.э.н., директор Института проблем рынка В.А. Цветков)[4].

5. В.М. Симчера, д.э.н. «О мнимых и реальных оценках экономического развития России», изд. РАН, 2016

В отличие от всех нынешних по преимуществу декларативных стратегий предлагаемая Стратегия опирается на трезвые оценки и здравые рекомендации, практическая реализация которых, как подтверждают представленные в докладе цифры и факты, уже в ближайшие годы может обеспечить не только преодоление хронического спада, но и существенный подъём отечественного производства и уровня жизни населения России.

На основе представленных оценок в докладе предложены первоочередные меры, направленные на ускоренную реализацию выдвинутых рекомендаций.

 

Часть 1. Экономика России. Оценка ситуации.

 

Наша страна вступила в новую экономическую реальность, которая связана не только с падением мировых цен на нефть и газ, стремительным укреплением мощи и экономики Китая – нашего ближайшего соседа, но и с введением многими странами мира антироссийских экономических санкций, участием России в Сирийском конфликте, с присоединением Крыма и, в целом, с событиями в Украине, с переизбранием Президентов США и Франции, с полным обновлением правительств этих стран и многими другими факторами. По состоянию на начало 2017 года Россия оказалась почти полностью в изоляции от остального мира. При этом, находясь под прессом разрушительных санкций и испытывая большие трудности роста, мы живем не по средствам.

Внешний долг России растет быстрыми темпами. В 1990 году он составил $61,8 млрд., в 1999 – $188,4 млрд., в 2016 - $518,6 млрд., т.е. за 17 лет наш внешний долг в долларах вырос в 8,4 раза. Сегодня на каждого гражданина РФ приходится долг другим странам в размере $3,5 тысяч.

Наше население тоже живет не по средствам. В 2010 году задолженность по кредитам и займам составила 4,0 трлн. руб., а в 2016 – 10,8 трлн. руб., т.е. за 6 лет выросла в 2,7 раза. Если считать в долларах, долг на душу населения РФ в 2016 г. составил $1,22 тысяч.

Растет задолженность предприятий и организаций РФ (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений). Суммарная задолженность по обязательствам предприятий и организаций с 2000 по 2017 год выросла с 3,6 трлн. руб. до 92,0 трлн. руб., т.е.  в 25,5 раз и составила 10,5 тыс. долларов на душу населения. При этом 54% составляет задолженность по полученным кредитам банков и займам. К этому следует добавить, что по оценкам экспертов сумма вывезенных капиталов из РФ с 1991г. по 2016г. составила более 1,5 трлн. долларов, причём за период с 1991 по 1999гг. – около 500 млрд. долларов, а с 2000 по 2017гг. – около 1 трлн. долларов. Официальных данных по вывозу капитала Росстат не дает.

 Высокая задолженность предопределила ускоренный рост убыточных предприятий, доля которых повысилась с 14% в 1990 году до 26% в 2016 году, в том числе с 7,7 до  29,0% в промышленности, с 14,7 до 17,2% в сельском хозяйстве; с 7,6 до 24,1% в строительстве и с 20,7 до 32,6% на транспорте  и связи.

 По сравнению с 1990 годом катастрофически сократились объёмы производства большинства товаров, в том числе на 94,8%, то есть до 5,2% производство металлорежущих станков, соответственно тракторов до 3%; экскаваторов 6,3%; бульдозеров – 3,5%; зерноуборочных комбайнов – 9,8%; кузнечно-прессовых машин – 8,9%; грузовых машин – 20%; троллейбусов – 8,1%; мотоциклов – 1,7%; шерстяных тканей – 2,3%; хлоп-чатобумажных тканей – 20,1%; производство льняных тканей – 5,8%; кожаной обуви – 10,2%; трикотажных изделий до 13,8%. Подобного падения производства наша страна не знала даже в самые страшные годы гражданской и Великой отечественной войны 1941-1945 г. г.

1 мая 2017 года состоялась демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве. Среди демонстрантов мы не увидели рабочих АЗЛК, «Красного пролетария», Московского телевизионного завода «Рубин», Второго часового завода «Слава», Станкостроительного завода им. Серго Орджоникидзе, завода «Динамо», фабрики «Трехгорная мануфактура», Пресненского машиностроительного завода, завода «Станколит» и многих-многих других. Эти предприятия прекратили своё существование в результате реформ 1991-2016гг. А всего в России за годы реформ прекратили существование более 80 тыс. заводов, фабрик и сельхозпредприятий.

Большая часть этих предприятий прекратила свое существование не в лихие 90-е годы, а за период 2000-20016 г. г.

Типична и печальна судьба гиганта нашей индустрии – завода ЗИЛ, созданного еще до революции. В 70-80 годы на заводе ежегодно выпускалось около 200 тыс. машин, работали около 80 - 85 тыс. человек. 1200 рабочих стояли у 700-метрового конвейера. Каждые полторы минуты с него сходил грузовик. На 1 января 2014 года списочная численность работников составила 2305 человек. На июль 2016 года на ЗИЛе работали 600 человек. 2 августа 2016 г. отметили 100 лет ЗИЛу. Посетив в ходе «празднования» убитый завод, китайцы, для которых ЗИЛ в свое время построил аналогичный завод,  оказались шоке.

В середине 2014 года официальный представитель Минпромторга (Заместитель министра С.Цыба) сказал: «Российская экономика зависит во многом от поставок импортной продукции и оборудования. Тот факт, что во многих стратегических отраслях промышленности доля импорта в потреблении превышает 80%, создаёт потенциальную угрозу, как для национальной безопасности, так и конкурентоспособности российской экономики в целом».

Разрушение коснулось всех отраслей. В том числе и авиации.

В 1990г. в России было 1450 аэродромов, в 2015г.- 282 аэродрома. В 2002 году была принята федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие гражданской авиации», согласно которой к 2015г. в России должны были построить 2800 самолетов. Реализация Программы должна обеспечить ежегодные продажи магистральных и региональных самолетов российского производства к 2015 году в объеме 95-100 единиц. За 5 лет (2005-2009гг.) было построено 43 самолета. В 2016г. произведено 30 самолетов, из них 29 самолетов –  «Суперджет -100», на 60% укомплектованный иностранными деталями; а на планируемых к выпуску с 2018 года самолётах МС-21, предусмотрена установка американских двигателей и западной электроники.

Сегодня граждане России летают в основном на Боингах и Аэробусах.

Важный элемент в экономике страны – производство и использование редкоземельных металлов. Здесь у нас полный провал, хотя по разведанным запасам этих металлов Россия занимает второе место в мире (28 млн. тонн) после Китая (36 млн. тонн). Редкоземельные металлы – это телевизоры, компьютеры, телефоны, холодильники, стиральные машины, воздушные суда, корабли надводного и подводного флота, любая качественная оптика, космос и многое другое. Уровень потребления редкоземельных металлов определяет уровень развития экономии. Советский Союз в 1990 году добывал 8500 тонн – 3-е место в мире, потреблял 8000 тонн. Сейчас Россия потребляет 400 тонн, из них 300 тонн закупает у Китая и только 100 тонн производит сама. США потребляют 16 тыс. тонн, Европа – 20 тыс. тонн, Китай – 70 тыс., а по некоторым оценкам, более100 тыс. тонн, т.е. в 175 раз больше чем Россия.

Россия страдает от засилья иностранного капитала. Иностранцам принадлежит более 70% торгующих акций и не менее 65% крупной российской собственности, в том числе в энергетическом машиностроении – 95,2%; в цветной металлургии – 76,6%; в черной металлургии – 67,7%; в железнодорожном машиностроении – 75,4%; в добывающей промышленности – 55,8%; в химической промышленности – 50,7% и т.д.

Треть активных инвесторов (они же и главные бенефициары в России) – Фонды из США, ещё треть – из континентальной Европы и четверть – из Великобритании. Доля реальных титульных собственников в России составляет менее 1/3 общих активов и имеет тенденцию к падению.

Под большим вопросом продовольственная безопасность России. По данным Министерства сельского хозяйства доля иностранного капитала в пищевой промышленности уже составляет 60% и продолжает устойчиво расти. Как только на российском рынке появляется сильное отечественное производство или бренд, пользующийся популярностью у потребителя, они сразу скупаются иностранными корпорациями, которым принадлежит наибольшая доля в большинстве сегментов российского рынка продуктов питания и напитков:

- почти 60% рынка молока;

- более 70% рынка соковой продукции;

- порядка 80% рынка замороженных овощей и фруктов;

- более 90% рынка плодовоовощной консервации;

- более 80% рынка пивоварения.

Отечественные компании пока сохраняют лидерство на рынках мясопереработки и хлебобулочных изделий, однако в данных сегментах также прослеживается общий тренд – поглощение более мелких компаний крупными корпорациями, в том числе - западными.   

Даже предприятия–производители «исконно российских» товаров принадлежат иностранцам. Например, молочные продукты «Домик в деревне» и «Веселый молочник», вода «Ессентуки», соки «Фруктовый сад», «Любимый», «Тонус», «Я», «Добрый», квас «Кружка и бочка», печенье «Юбилейное», шоколад «Воздушный» со слоганом «Россия – щедрая душа», вафельный торт «Причуда», конфеты «Коркунов» принадлежат США; «Простоквашино» и «Растишка», а также автомобиль «Лада» - Франции; конфеты «Белочка» и «Мишка на севере» - Норвегии; мороженое «48 копеек» - Швейцарии;  пиво «Балтика», «Невское», «Жигулёвское» - Дании, пиво «Охота», «Три медведя» - Нидерландам; пиво «Клинское» - Бельгии и т.д. 

Более 90% семян сельхозкультур в Российской Федерации закупается за рубежом, как и племенной скот, а также примерно 30% (700-800 млн. шт.) инкубационных яиц поставлялся по импорту. В 1990 году Россия не закупала ни одного яйца.

Российское руководство, несмотря на громогласные заявления, за истекшие санкционные годы даже в одном сельском хозяйстве, как видим,  так и не сумело одолеть ре-флективное импортозамещение и осуществить реальный переход к национальному производству с опорой на собственные силы и, следовательно, реальному избавлению от гнёта иностранной зависимости.

Предпринимательский климат России исключает развитие ее экономики. Предпринимателя могут посадить за любую, действительную или мнимую, провинность: за «незаконное» возмещение НДС по счетам-фактурам, которые он получает от поставщиков; за получение «необоснованной налоговой выгоды»; за «откаты» покупателю, без которых тот отказывается покупать; за выдачу зарплаты рабочим в «конвертах», что позволяет ему платить им на 30-40% больше, чем без конвертов; за взятку Санэпидемстанции или пожарникам, чтобы они не закрыли производство по надуманным поводам; и за многое, многое другое. Невозможно быть бизнесменом в России и при этом не нарушать законы.

Общее пагубное влияние культивирования аномального предпринимательского климата в концентрированном виде сказывается на макроэкономических показателях, которые, в частности ВВП на душу населения, из года в год снижаются.

В.В. Путин в конце декабря 1999 года говорил: «Для того, чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии или Испании стран, не относящихся к лидерам мировой экономики, – нам понадобится примерно 15 лет».

Спустя 17 лет (в 2016 году) ВВП на душу населения Португалии превышает российский ВВП в 2,6 раза, Испании – в 4,6 раза. Более, чем у 60 стран, этот показатель лучше, чем у России. Например, у Латвии и Литвы – в 1,9 раза, у Эстонии – в 2,4 раза, у Польши – 1,7 раза, у Эстонии – в 2,3 раза и т.д. Даже у Китая с его 1,4 млрд. население ВВП на душу населения в 1,1 раза выше, чем в России. А ведь в 1991 году ВВП Китая был меньше, чем у нас, а сегодня превышает наш ВВП по номиналу в долларах более, чем в 8 раз.

Рушится экономика – рушится социальная сфера. Деградируют здравоохранение, образование, наука, культура. Нищета, алкоголизм и наркомания развращают граждан России и сокращают продолжительность их жизни.

Сокращается число школ, больниц, поликлиник, детских садов (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Численность школ, больниц, поликлиник, детских садов 1991-2015 г.г.

Численность

1991

2000

2015

Школы

69.700

68.100

44.100

Больницы

12.800

10.700

5.900

Поликлиники

21.500

21.300

16.500

Детские сады

88.000

51.000

43.000 (2013 г.)

 

Ситуация в стране критическая. Такой она может оставаться еще несколько лет, а может взорваться в ближайшее время. Правительство со стоящими перед ним задачами не справляется, но менять ничего не хочет.

Скоро выборы нового Президента России. Люди и партии, претендующие на власть, должны предложить народу России конструктивную программу. Пока такие программы никто не предложил. Многочисленные «Стратегии развития», разрабатываемые разными авторами и коллективами, выглядят неубедительно. Стратегии перечисляют имеющиеся проблемы, но ни одна из них не предлагает конкретных решений. Или эти решения приводятся без убедительных доказательств.

Причитания о необходимости снижения налогов, инфляции и удешевления кредитов выглядят убедительными, но неконструктивными. Также убедительно можно утверждать, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным.

Общим недостатком многих стратегий является то, что они предлагают направления развития в рамках существующей парадигме развития. Уместна аналогия: в судне огромная пробоина, двигатель неисправен, ветер несет судно на рифы, а команда под руководством капитана, вместо того, чтобы устранять течь и ремонтировать двигатель, строят планы и спорят о курсах и маршрутах.

При существующем в России предпринимательском климате развитие невозможно, независимо от выбранного курса. Имеющиеся в России механизмы и инструменты развития требуют замены или капитального ремонта. В первую очередь, к ним относятся налоговая, кредитно-финансовая, таможенно-тарифная и судебная системы.

 

Часть 2. Первоочередные меры для реализации в 2017-2018 годах

 

Для реализации в 2017-2018 годах мы предлагаем меры, направленные на снижение коррупции, улучшение предпринимательского климата и увеличение доходов Федерального бюджета на 13-16 трлн. рублей ежегодно за счет более эффективного перераспределения имеющихся ресурсов и с целью кратного увеличения расходов на здравоохранение, образование, науку, культуру. Эти дополнительные доходы перекроют возможные поступления от непопулярных мер и позволят отказаться:

- от введения несправедливой системы «Платон»; 

- от необходимости жильцам платить за капремонт, которого они никогда не увидят;

- от необходимости собирать среди граждан деньги на лечение больных детей;

- от отмены индексации пенсий работающим пенсионерам и самозанятым гражданам;

- от планируемого решения о введении с 2018 года курортного сбора в размере 100 руб. с человека за каждый день отдыха на курортах России и от многих других уже принятых или замышляемых правительством и Думой мер.

Более того, мы готовы в течение года доказать эффективность некоторых своих рекомендаций в 1-2 регионах России при минимальном содействии со стороны правительства. Реализация наших рекомендаций обеспечит тот самый рост ВВП, которого требует Президент. В дальнейшем доходы будут расти за счет роста налогооблагаемой базы.

Ниже мы излагаем суть проблем и предлагаем меры по их решению.

 

1. Всеобъемлющая коррупция разрушает Россию.

 

В 2017 году Россия в мировом рейтинге коррупции находится на 136 месте из 178 вместе с Нигерией, и Киргизей. В мире нет примеров успешного экономического развития стран с такой коррупцией, как у нас. Мы и не развиваемся.

 

Предлагаемые меры.

- ввести порядок, при котором любой гражданин должен быть готов дать разумное объяснение происхождению своих богатств (недвижимости, акций, антиквариата, банковских счетов и др. в России и за рубежом), не подкрепленных декларацией об уплате налогов, или не соответствующих получаемым доходам; см. также ниже п. 6;

- создавать процедуры, минимизирующие возможности коррупционных проявлений и обеспечивающие неотвратимость наказания. Например, отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа исключит злоупотребления и даст бюджету не менее 1 трлн. руб.;

- ратифицировать Статью 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции. Конвенция ратифицирована Россией в 2006 году в полном объеме за исключением Статьи 20, которая гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать»; не надо быть семи пядей, чтобы оценить актуальность статьи 20 для России.

 

2. В России производить не выгодно.

 

Главная причина – высокие налоги. Например, если сравнить налоговую нагрузку на «модельное предприятие», предложенное Минфином в «Основных направлениях налоговой политики», в России и в США, мы увидим, что налоговая нагрузка на это предприятие в России в 5-8 раз выше, чем на такое же предприятие в США (табл. 2).

 

Таблица 2. Налоговое бремя на предприятие в России и в США

Налог

Россия

США

 

Ставка

Тыс. руб.

Ставка

Тыс. руб.

Подоходный налог

13%

5.200

10-39,6%

1.214*

Социальные взносы

30%

12.000

13,3%

5.320

Налог на прибыль

20%

17.600

15-38%

0**

НДС

18%

12.200

0

0

Налог на имущество

2,2%

4.400

0

0

Итого к уплате

 

51.400

 

6.534

*В США годовой доход физлиц до 9 тыс. долл. налогом не облагается; Трамп предлагает

  отменить федеральные налоги на доходы физических лиц, зарабатывающих менее

  25 тысяч долларов в год и для пар, зарабатывающих менее 50 тысяч долларов.

** В США расходы на оборудование до 2 млн. долл. в год списываются

     на себестоимость и уменьшают налоговую базу прибыли.

 

Предлагаемые меры. Реформировать налоговую систему России в соответствии с указанными здесь рекомендациями, обоснования которых содержатся в наших НИР, выполненных в 2010-2016 годах и размещенных на сайте www.modern-rf.ru в разделе «Наши труды»

 

3. Сложность и запутанность налоговых процедур мешает работать.

 

Ситуация ухудшается с каждым днем. Электронная отчетность проблем не решает. Она упрощает подготовку и сдачу отчета, но и увеличивает вероятность разорения предприятия по надуманным поводам. Например, объем полной квартальной Декларации по НДС для конкретного малого предприятия (12 чел.) – 1 тысяча 444 страницы (рис. 1).

 

  Рис. 1. Фото с экрана ПК Программы 1С-бухгалтерия

 

На бумажном носителе сдавать отчет не нужно, но ошибка на любой странице может привести к последствиям вплоть до уголовных.

Предлагаемые меры. Мы предлагаем, по примеру Швеции и некоторых других стран, ввести форму Налогового отчета (Декларации) на 1-2 страницах, на которых уместится необходимая информация о всех налогах. Проект такой Формы нами разработан. В ней будет все видно: чем занимается предприятие, насколько исправно оно платит налоги и надо ли его проверять. В ней уместятся все показатели, которые декларирует предприниматель, за которые он несет ответственность и которых достаточно Налоговой инспекции.

 

4. Собираемость налогов в России не превышает 50%.

 

Министерство финансов обнародовало данные о том, что объем «серой» заработной платы в России оценивается в более чем 10 триллионов рулей в год. Видимо, намного «более»: например, подоходный налог и социальные взносы в 2015 году были собраны с налоговой базы 22 трлн. руб., а доходы населения, согласно Росстату, составили около 50 трлн. руб. И это – только учтенные доходы. Есть основания предполагать, что неучтенных доходов еще больше.

Еще ниже собираемость НДС. Анализ собираемости НДС показал, что при номинале 18% реальная эффективная ставка НДС в 2015 году не превышала 3,6%. Расчет простой: сумму собранного НДС, указанную ФНС в Форме 1-НОМ, делим на добавленную стоимость, указанную Росстатом, и получаем собираемость НДС равную 22%. Кто-то скажет, что так считать нельзя. Но такая же цифра 22,1% получена при изучении реальных отчетных данных на примере налоговой инспекции Курской области. Еще о НДС см. п. 6.

Но одни уклоняются от уплаты налогов, чтобы выжить; другие – из принципа «зачем платить, если можно не платить». Если обеспечить среднеевропейскую собираемость налогов, российская экономика рухнет.

Предлагаемые меры.  Реализовать наши рекомендации по оптимизации налоговых ставок и по совершенствованию налогового администрирования.

 

5. Совершенствование системы подоходного налогообложения

 

Россия – одна из немногих стран с «плоской» шкалой подоходного налога (13%) и отсутствием необлагаемого налогом минимального дохода. Между тем, расчеты показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала подоходного налога, то ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности[5]. Объяснение – очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растет. А богатые хранят свои средства за рубежом, тратят их там же на недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.) или развивают там бизнес, что также не способствует российскому производству и росту ВВП.

Именно прогрессивная шкала позволяет перераспределять доходы наиболее оптимальным образом и за счет собранных налогов обеспечивать достойные зарплаты бюджетникам: учителям, врачам, работникам культуры, военным и др. Например, в США подоходный доход составляет почти половину бюджета, а у нас – около 10%. Сегодня в США максимальная ставка 39,6% с годового дохода 400 тыс. долл. В годы Великой депрессии Рузвельт ввел максимальную ставку в размере 75%, и богатые конгрессмены его поддержали, так как, в противном случае, боялись потерять головы.

Все страны, добившиеся успехов в экономике, а также страны БРИКС (кроме России) применяют прогрессивную шкалу. Плоская шкала хороша там, где нет избыточного неравенства. Применяют ее и там, где власти отдают приоритет интересам богатого меньшинства перед интересами страны и имеют возможность морочить головы своим гражданам.

При малых и средних доходах физических лиц налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России существенно выше, чем в развитых странах. Например, необлагаемый налогом доход одиночки в Германии составлял в 2016 году в переводе на рубли 46 тыс. руб./мес., в США – 45 тыс. руб./мес., во Франции – 32 тыс. руб./мес., в Китае – 38 тыс. руб./мес. По данным ВЦИОМ в 2014 г. медианная зарплата на руки в России составляла 20,5 тыс. руб., т.е. половина населения получала зарплату больше этой суммы, а половина – меньше. Если бы при сегодняшних зарплатах в России была французская или китайская шкала, то от налога были бы освобождены 60% населения; а если бы немецкая или США – 70-80%.

Предлагаемые меры. Мы предлагаем для России прогрессивную шкалу, при которой доходы до 20 тыс. руб. в месяц налогом не облагаются, до 250 тыс. руб. – ставка 13%, до 1 млн. – 30% и свыше 1 млн. руб. в месяц – ставка 50%. Предлагаемая шкала почти не затронет средний класс. При этом половина населения будет освобождена от уплаты налога. Увеличение налоговой нагрузки почувствуют 2-3% населения. При этом доходы бюджета вырастут на 1,5-2,0 трлн. руб.

Одновременно с введением прогрессивной шкалы НДФЛ необходимо обеспечить эффективное администрирование этого налога и навести элементарный порядок с оценкой труда служащих предприятий с государственным участием. Например, необходимо принять закон, согласно которому доход руководителей предприятия не может превышать средний доход по предприятию больше, чем в 5 раз.

Именно прогрессивная шкала подоходного налога и его нормальное администрирование должны стать главными инструментами борьбы с незаконным обогащением и коррупцией. И дело здесь не в справедливости или несправедливости. Прогрессивная шкала – обязательное условие развития российской экономики. Пока руководство страны этого не поймет, развития не будет, что бы ни говорил Е.Г. Ясин – главный теоретик-апологет плоской шкалы.

 

6. Совершенствование Налога на добавленную стоимость (НДС)

 

НДС - самый проблемный налог в России. Вместе с тем, НДС – один из основных источников доходов бюджета. В 2015 году был собран НДС в сумме 4,1 трлн. руб. или 32% доходов Федерального бюджета. Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога. Основная ставка НДС – 18%. Некоторые виды продукции облагаются по ставке 10%, а некоторые – 0%. Экспорт НДС не облагается. Парадокс, но налоговой базой налога на добавленную стоимость является не добавленная стоимость, а стоимость реализованной продукции. Еще один парадокс – НДС взимают с авансов, т.е. когда добавленная стоимость еще не создана. Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет "заплатить налоги и спать спокойно". Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Половина осужденных предпринимателей сидят из-за НДС. Фактическая собираемость НДС, как было сказано выше (см. п. 4), не превышает 30%. Данные ФНС о собираемости 94% явно преувеличены. В Европейском союзе собираемость НДС не превышает 75-80%.

Предлагаемые меры. Ввести показатель «добавленная стоимость» в качестве основного отчетного показателя деятельности предприятия. Считать добавленную стоимость легко – все ее составляющие есть в отчетах предприятия. Мы предлагаем установить единую ставку НДС, равную 8%; сократить число льгот по НДС; считать НДС «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; отменить возмещение НДС при экспорте сырья; 50% НДС оставлять регионам. Реализация предлагаемых мер улучшит предпринимательский климат, существенно сократит число дотационных регионов, повысит собираемость НДС с 30% до 90% и даст бюджету дополнительно 2,0-2,5 трлн. руб.

Целесообразность предлагаемой меры подтверждается рекомендациями доклада Управления налоговой политики Министерства Финансов США "Стратегия США в сфере налогообложения бизнеса на 21 век".  

 

7. Около половины импорта и экспорта России идет «мимо кассы» (табл. 3).

 

Таблица 3. Импорт в Россию и экспорт из России по

данным ФТС и ВТО, млрд. долл. в 2011 году

 

Данные

ФТС*

Данные ВТО**

Расхождение

Импорт

305,31

612,18

306,87

Экспорт

516,00

1.034,00

518,00

*Федеральная таможенная служба, **Всемирная таможенная организация

 

По итогам нашей работы Межведомственная комиссия, созданная в 2015 году при Государственной Думе, по предложенной нами методике установила, что потери бюджета из-за непоступления таможенных пошлин и НДС составили в 2013 году 2,5 трлн. руб.

Среди прочих товаров «утекает мимо кассы» значительная часть экспортируемых углеводородов. Например, по данным ООН, представленным Россией, в 2015 году Россия поставила в США нефтепродукты на $3 млрд., а по данным, представленным США, они за тот же период получили их на сумму $9 млрд. Соотношение данных по нефтепродуктам с Германией составляет $10,9 млрд. и $27,1 млрд. Т.е. эти две страны получили в 2,6 раза или на $22,2 млрд. (1,36 трлн. руб. по среднегодовому курсу ЦБ в 2015 году) больше, чем мы им поставили. Если это и не воровство, то, как минимум, информация к размышлению. Только этих денег хватило бы, чтобы удвоить расходы на образование, науку, культуру, кинематографию, здравоохранение и физкультуру, на которые в сумме в 2015 г. было потрачено 1,22 трлн. руб.

Предлагаемые меры. Меры, предлагаемые для уменьшения контрабанды и в борьбе с коррупцией очень простые: Федеральная таможенная служба с применением «зеркальной статистики» должна обосновывать и подтверждать документами разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами. Можно предположить, что при торговле с Китаем и Японией такие сверки проводятся, поэтому разницы в данных этих стран и России не превышают 15%.

См. https://comtrade.un.org/labs/BIS-trade-in-goods/?reporter=826&year=2015&flow=2

 

8. Социальные взносы – тяжкое бремя для предприятий.

 

Номинальная ставка социальных взносов 30% от фонда оплаты труда. Это бремя особенно тяжело для предприятий с низкими и средними зарплатами и с высокой долей добавленной стоимости в цене продукции. Налогооблагаемой базой социальных взносов также, как и базой для НДФЛ, являются денежные доходы населения. В 2015 году эта база составила 22 трлн. руб., с которых были собраны социальные взносы в сумме 4,1 трлн. руб. при номинальной ставке социальных взносов 30% и эффективной ставке – 4,1:22,0=18,6%. Снижение ставки связано с тем, что предельная величина годовой облагаемой базы для пенсионных взносов в 2015 году равнялась 711,0 тыс. руб., а для социального страхования – 670,0 тыс. руб.

Предлагаемые меры. Предельные облагаемые базы следует отменить, как это уже сделано для взносов в фонд медицинского страхования, и установить единую ставку социальных взносов, равную 20%. В этом случае, в 2015 году было бы собрано 22,0х0,2= 4,4 трлн. руб., т.е. на 300 млрд. руб. больше. Благодаря отмене предельных баз социальных взносов упростится их администрирование. При этом небольшое увеличение налоговой нагрузки почувствуют граждане с годовым доходом более 1 млн. руб. Снижение номинальной ставки социальных взносов в 1,5 раза (с 30% до 20%) положительно скажется на предпринимательском климате и на конкурентоспособности предприятий с высокой долей добавленной стоимости в стоимости реализованной продукции.

 

 

 

 

9. Офшоры и зарубежные юрисдикции –

угроза национальной безопасности России.

 

Почти все, что в прошлые годы было построено нашими отцами и дедами и досталось новым собственникам менее чем за 1% балансовой стоимости, сегодня России не принадлежит. Впрочем, России не принадлежит и то немногое, что было создано в последние годы. Если бы завтра все оффшорные зоны были закрыты, бюджет нашей страны был бы, как минимум, вдвое больше. Ведь миллиарды от «распилов», «откатов» и «заносов» большей частью идут за рубеж в офшоры. Туда же идут дивиденды, размеры которых, зачастую, существенно превышают фонд оплаты труда всех работающих на зарегистрированных за рубежом российских металлургических комбинатах, шахтах и других предприятиях. Есть лишь одна, хотя и достаточно веская причина, оправдывающая использование офшоров россиянами: исключительно плохой предпринимательский климат в нашей стране и, в частности, незащищенность прав собственности.

Предлагаемые меры. На первом этапе следует запретить пользоваться офшорами, офшорными схемами и зарубежными юрисдикциями чиновникам, а также предприятиям с государственным участием (Газпром, Роснефть, Транснефть и др.), предприятиям, полученным в результате залоговых аукционов (Норильский никель, Лукойл, Сибнефть, Новолипецкий металлургический комбинат и др.) и предприятиям, работающим в сфере ЖКХ. И этого было бы достаточно, чтобы изменить в России экономическую ситуацию и решить многие социальные проблемы нашей страны. График вывода предприятий из офшоров необходимо разработать в течение полугода. И в течение 1-2 лет этот График должен быть выполнен. Для решения проблемы нужна политическая воля Руководителя страны. Но для этого он должен быть ее патриотом.

 

10. Пути повышения эффективности изъятия природной ренты.

 

Мы стали типичной сырьевой страной, в которой львиную долю доходов составляют доходы от нефти, газа и других полезных ископаемых. Доля сырья и полусырья в экспорте России превышает 80%. При этом, неэффективность добывающих отраслей становится все более очевидна. В первую очередь, это касается нефти и газа.

Более 75% всех предприятий  нефтегазового сектора приватизировано и продано государством частному сектору и западным компаниям[6]. При этом оценки приватизации и механизмов смены собственников далеко не однозначны не только с точки зрения целесообразности, но и с точки зрения законности. Во многих случаях прослеживается отсутствие здравого смысла, но почти всегда – корысть и коррупция.

Несмотря на огромные затраты и ту роль, которую нефть и газ играют в экономике России, темпы развития этих отраслей нельзя назвать удовлетворительными. Например, добыча нефти и газового конденсата с 1990 года по 2015 год выросла лишь 3,5% с 516 до 534 млн. тонн. А добыча газа в 2015 году упала по сравнению с 1990 годом с 531 млрд. куб. м. до 417,2 млрд. куб. м., т.е. на 19,9%.

Наши основные добывающие компании «Роснефть» (более 40% добываемой в России нефти) и «Газпром» (около 70% добываемого в России газа) тоже работают неэффективно.

Например, согласно отчету Роснефти, за 2015 год, добыча нефти в нефтяном эквиваленте составила 254,2 млн. тонн или 1.855,7 млн. баррелей (1 тонна = 7,3 барреля), а полная выручка составила 3,83 трлн. руб. Если считать по выручке, полная себестоимость (с/с) 1 барреля составила 2,06 тыс. руб. или $34,4 при курсе $1=60 руб.

Согласно тому же отчету, полная с/с продаж ОАО «Роснефть» в 2015 году составила 2,61 трлн. руб. Следовательно, с/с 1 барреля равна $23,47. Между тем, по словам Президента ОАО «Роснефть», себестоимость добычи не превышает $4 за 1 баррель (см. http://www.rbc.ru/business/22/03/2016/56f1aabc9a79477047ec82d2), что противоречит официальным документам – отчету ОАО «Роснефть».

К тому же у Роснефти огромные долги. Например, по итогам 2016 года общие обязательства «Роснефти» по долгам и предоплате составляют 5,2 трлн рублей, или 104% от годовой выручки компании. Это беспрецедентный показатель по международным меркам; у многих мировых нефтегазовых компаний соотношение долга к годовой выручке – в худшем случае 10-15%. При этом, большая часть привлеченных заемных средств была потрачена на приобретения активов, а не на производственные инвестиции.

Об эффективности работы ОАО «Газпром» можно судить по данным табл. 4.

 

Таблица 4. Результаты работы Газпрома в 1999-2015.

(в России около 20% мировых запасов газа)

Показатель

1999

2015

Рост/падение

Добыча газа, млрд. м3

546

419,5

падение на 23,2%

Добыча газа в США, у которых 6% мировых запасов газа, млрд. м3

 

533

 

767

 

рост на 43,9%

Доля в мировой добыче

23,5%

11,8%

падение в 2 раза

Численность персонала, чел.

298 тыс.

449 тыс.

рост в 1,5 раза

Издержки, долл. на 1 тыс. м3

$17,2

$118,2

рост в 6,9 раза

Число долларовых миллиардеров среди подрядчиков Газпрома, чел.

1

Более 10

 

 

Как пишет В. Иноземцев, «Газпром» усвоил основной принцип российской бюрократии: превращение службы обществу в самый доходный вид бизнеса. Описываемые сегодня «непроизводительные» расходы, составившие 2,4 трлн руб. за последние десять лет, не столь уж непроизводительны, если учесть появление за это время среди подрядчиков «Газпрома» не менее десяти официальных и, вероятно, еще больше неофициальных долларовых миллиардеров.

Если рассматривать проблему с общих позиций, следует признать, что обмен продуктов природы на готовую продукцию, произведенную трудом народов других стран, с точки зрения обеспечения долгосрочного экономического развития, не имеет перспектив. ВВП при этой модели может расти, но это – рост за счет истощения, расхищения материальной базы экономики. Это не значит, что следует немедленно прекратить или сократить экспорт сырья и полусырья, доля которых сегодня составляет более 80% нашего экспорта и около половины доходов российского бюджета. Но к этому надо стремиться и принимать меры для переработки сырья в продукцию с высокой долей добавленной стоимости в целях импортозамещения и экспорта. Продукцию с клеймом «Сделано в России» должны увидеть за рубежом и, тем более, в России.

Что касается проблемы повышения эффективности недропользования, то для нашей страны она становится особенно актуальной в условиях обрушения мировых цен на нефть. Россия – одна из немногих стран, чьи человеческие и природные ресурсы позволяют при необходимости быть самодостаточными и независимыми от внешнего мира. Для этого нужно иметь развитую экономику – мощную промышленность и сельское хозяйство. Но прежде всего, мы должны более эффективно использовать свои недра.

Нефть и газ – наши кормильцы. Сегодня компании сами добывают сырье и сами его продают. Государству они платят налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и экспортные пошлины, составляющих сырьевую ренту. Как пишут «Ведомости» от 19 февраля 2014 г., доходы от сырьевой ренты в 2013 г. составили 27,4% доходов консолидированного бюджета или 6,7 трлн. руб. Много это или мало? Сколько должно быть? По нашим расчетам, в бюджет должно было поступить на 3 трлн. руб. больше. Естественно, с нашими расчетами нефтегазовые компании не согласятся и приведут множество аргументов. Возможно, мы что-то не учли.

Предлагаемые меры. Чтобы не было споров и с целью повышения эффективности изъятия природной ренты, предлагаем простое решение: право добычи нефти и газа следует давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого сырья. При этом сырье остается в собственности государства, которое продает его на экспорт по мировым ценам без использования офшоров и посредников, а на внутренний рынок – по ценам, обеспечивающим максимальный народнохозяйственный эффект.

За право работы на таких условиях российские компании ведут борьбу за рубежом. Например, в 2009 году при проведении тендера в Ираке победила заявка "Лукойла" и Statoil (Норвегия), так как консорциум предложил самые выгодные Ираку условия: государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 миллиона баррелей в сутки. В таких тендерах принимают участие компании всего мира. Нефтяные компании не могут заработать на повышении мировых цен на нефть, но зато заинтересованы в повышении производительности труда и снижении издержек при добыче. На этих же условиях «Лукойл» начал промышленную добычу нефти на месторождении Западная Курна-2. Затраты «Лукойла» на проект правительство Ирака будет оплачивать добываемой нефтью. «Лукойл» уже потратил на проект около $4 млрд. А общие инвестиции Лукойла составят $40 млрд. (около 2,4 трлн. руб.). И не нужны никакие акцизы, НДПИ, НДД и прочие придумываемые и всегда спорные налоги и сборы. Пусть добывающие компании платят налоги, как обычные производственные предприятия. А деньги за продаваемые природные ресурсы пусть полностью получает государство и тратит на государственные нужды, т.е. на нас.

Вводить предлагаемый порядок недропользования можно постепенно. Например, сначала проверить его эффективность на новых месторождениях.

А цены на бензин внутри страны правительство России могло бы регулировать, исходя из задач развития нашей страны. И 10 рублей за 1 литр бензина АИ-92 – вполне нормальная и реальная цена.

Снижение цен на нефтепродукты (бензин, солярка, мазут) будут способствовать развитию села; потянут за собой снижение цен на электроэнергию, тепло и услуги ЖКХ.

 

Перечисленные проблемы и пути их решения не исчерпывают всех проблем, стоящих перед нашей страной. Но, очевидно, их решение не исключает и даже будет способствовать решению других проблем.

В подготавливаемой нами Стратегии «Экономика здравого смысла» вышеуказанные и другие меры будут даны с подробными обоснованиями. Нашу работу по созданию «Стратегии» тормозит отсутствие «Заказчика» – мы не можем найти тех, кому это нужно.

Тем не менее, мы сочли целесообразным вынести для общего сведения и для обсуждения первоочередные меры, предлагаемые для реализации в 2017-2018 годах. Это – минимум для создания в России нормальной экономической среды.

Мы очень надеемся, что наши идеи овладеют массами, станут материальной силой и будут реализованы в нашей стране на ее благо.

Дополнительные доходы бюджета в 2018 году, благодаря реализации наших рекомендаций, по нашим прикидкам, составят от 13,0 до 16,0 трлн руб. (см. табл. 5) за счет перераспределения имеющихся ресурсов. В дальнейшем доходы будут расти за счет роста налогооблагаемой базы, благодаря улучшению предпринимательского климата в России.

 

Таблица 5. Дополнительные доходы бюджета в 2018 году от реализации предлагаемых мер

Предлагаемая мера

Дополнительные доходы бюджета, трлн. руб.

Совершенствование подоходного налогообложения

2,0-3,0

Совершенствования НДС

2,0-2,5

Наведение порядка на таможне 

2,0-2,5

Изменение порядка добычи нефти и газа

2,0-3,0

Вывод российских предприятий из офшоров и зарубежных юрисдикций

5,0-6,0

Итого

От 13 до 16 трлн. руб.

 

 



[5] А.Ю. Шевяков, А.Я. Кирута, Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные  взаимосвязи, ИСЭПН РАН, М., 2009

[6] Заметим, что в Китае добыча нефти и газа на 99,4% принадлежит государству.