Темы
Экономическая политика
Социальная политика
Валютно-финансовая политика
Бюджетная политика
Налоговая политика
Промышленная политика
Внешняя политика
Банковская система
Межнациональные проблемы
Судебная политика
Региональная политика
Госсобственность и приватизация
Оффшоры
Образование
Здравоохранение
Оборона
Коррупция
Наука
Выборы
Демократия
Партии
Государство
|
Оценка ситуацииЗарубежный опыт: ШвецияНалоговая квота (доля налогов в ВВП) – рекордная (около 51%), предельная ставка подоходного налога – наивысшая в мире (57%), а число и интенсивность налоговых конфликтов – низкие. Этот факт объясняется тем, что высокая доля налоговых изъятий в Швеции компенсируется высокой акцентированной социальной направленностью государственных расходов, в которых на долю социального страхования и социального обеспечения приходится 44% (еще 25% составляют расходы на образование и здравоохранение). И при этом налоговая система эффективно используется и в роли инструмента более справедливого перераспределения доходов. При общей сумме доходов населения, составляющей сейчас примерно 1,1 триллиона крон (из которых 81% составляет заработная плата, 16% — доходы от капитала (проценты, роялти и др.) и 3% — предпринимательский доход), прямые налоги забирают из нее примерно 480 млрд. крон, а встречные бюджетные трансферты (пособия) возвращают почти 430 млрд. крон. Но при этом получатели крупных доходов реально теряют часть своего заработка, а пенсионеры и одинокие родители с детьми, наоборот, получают из бюджета больше, чем платят в него (для последних такое превышение составляет в среднем 36%). В таблице приведены некоторые показатели, позволяющие сравнить системы налогообложения в России и Швеции. Казалось бы, можно порадоваться, что платить нам приходится существенно меньше, чем шведам. Можно порадоваться вдвойне, если учесть, что в отличие от нас указанные налоги им приходится платить полностью, так как возможности уклонения очень ограничены: налоговые органы получают и сопоставляют информацию о каждом налогоплательщике из баз данных социальных служб, банков, таможни и т.п. Пойманного «уклониста» заставят заплатить, оштрафуют на сумму до 40% недоплаты, а если докажут, что нарушение было умышленным, еще и посадят в тюрьму на 2 года. Таблица. Показатели налогообложения в России и в Швеции
Но чему радоваться, если шведы при всей тяжести налогов живут в материальном плане намного лучше нас: большая часть собранных налогов возвращается населению в виде социальных выплат. И ВВП на душу населения в Швеции почти в три раза выше, чем у нас. В Таблице обращает на себя внимание принцип, принятый при установлении регрессии Единого социального налога. У нас меньший налог берут с тех, кто получает повышенную зарплату, а у них – с тех, кто свой долг по выплате социальных платежей уже исполнил, т.е. с пенсионеров. В сфере налогового администрирования Швеция также продвинулась значительно дальше других стран мира. Сейчас все постоянные жители (не только граждане) Швеции имеют единый фискальный (он же и социальный) номер (ID), который регистрируется в налоговых органах и который заменяет все виды государственного учета населения (по линии медицинского и пенсионного обеспечения, органов внутренних дел (рождений, изменений семейного статуса, полиции, и т.д.), межгосударственной миграции, и т.д. Кроме того, налоговая служба имеет прямой доступ к базе данных единого центра учета и регистрации объектов недвижимости, в котором содержатся также данные о всех гражданах-собственниках объектов недвижимости. Учитывая, что общее число таких зарегистрированных объектов недвижимости составляет в Швеции более 3,5 миллионов – при общей численности населения в 8,9 млн. человек, то наличие такого перекрестного учета граждан (как налогоплательщиков/субъектов социального обеспечения и как собственников/арендаторов жилья) полностью исключает необходимость проведения регулярных переписей населения. С этим ID на каждого гражданина в налоговой службе заводится личный счет, который ведется как обычный расчетный счет: по дебету отражаются все начисляемые на него прямые налоги (эти суммы списываются по поступлении соответствующих платежей со стороны налогоплательщика), а по кредиту отражаются все суммы переплат или возвратов налога при пересчете по завершении отчетного периода. Уплата налога производится налогоплательщиком на установленные счета налоговой службы в банках и на почте (жиро-счета для почтовых переводов). Платеж производится на единый счет и единым платежным поручением. Налоговый орган распределяет полученные суммы в соответствии с начислениями по отдельным налогам, отраженным в личном счете налогоплательщика. Избыток платежа сверх начисленного налога сохраняется по кредиту личного счета (с начислением процентов) до момента наступления следующих платежей (по любым видам налогов) или, по желанию налогоплательщика, перечисляется на его банковский счет. Основанием для уплаты налогов являются уже заполненные налоговым органом налоговые декларации граждан. До 1995 года от налогоплательщиков требовалось вести самостоятельный учет своих доходов и составлять свои налоговые декларации, которые затем направлялись в налоговые органы для проверки и выписки платежного требования. Сейчас всю эту работу ведут налоговые органы, которые, пользуясь свои доступом в различные базы данных, собирают сведения обо всех полученных лицом доходах и удержанных при их выплате налогах. Соответственно, все эти данные включаются в налоговую декларацию, в которой дается и конечный расчет – о доплате налога или о выявленном излишке платежа. Налогоплательщику остается только подписать эту декларацию (и соответственно, либо доплатить налог, либо дать указание о сохранении излишка на его личном счете или перечислении на его счет в банке) или заявить о своем несогласии и представить свои замечания или поправки. И только в этом последнем случае, если стороны не придут к согласию, у них появляется предмет для спора – и при этом большинство таких споров разрешаются на более высоком уровне налогового органа и до судебных разбирательств не доходит. Добавить комментарий |
Комментарии: