Темы
Экономическая политика
Социальная политика
Валютно-финансовая политика
Бюджетная политика
Налоговая политика
Промышленная политика
Внешняя политика
Банковская система
Межнациональные проблемы
Судебная политика
Региональная политика
Госсобственность и приватизация
Оффшоры
Образование
Здравоохранение
Оборона
Коррупция
Наука
Выборы
Демократия
Партии
Государство
|
Оценка ситуацииО повышении социальных взносов с 26% до 34% и резервахМинфин России существенно повысил социальные взносы – с 26% до 34%. В результате, налоги на фонд оплаты труда работников предприятий, применяющих общую систему налогообложения, увеличиваются на 30%, а налоговое бремя на малые предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН) и на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД), возрастет в 2,4 раза. Основная тяжесть повышения ставки ЕСН легла на малодоходный бизнес, к которому относятся большинство обрабатывающих и инновационных предприятий. Дело в том, что регрессия ЕСН отменена, но налог по ставке 34% будут брать с годового дохода до 415 тыс. руб., т.е. с тех, у кого средняя зарплата составляет не более 34.583 руб. в месяц. Сверх этой суммы налоги брать не будут. При уровне собираемости ЕСН в 2008–2009 годах, в 2011 году эта мера могла бы дать дополнительно около 650 млрд. руб. Но велика вероятность массового уклонения от уплаты налогов и оптимизации зарплатных схем высокодоходным бизнесом и разорения малодоходного бизнеса. В Таблице для примера показан один из способов существенного уменьшения страховых взносов (для простоты ЕСН), подлежащих уплате в бюджет при ставке 34% и необлагаемых ЕСН 415 тыс. руб. в год для предприятия численностью 20 человек и среднемесячной зарплатой 34.583 рубля (34.583×12 = 415.000 руб.). Пути минимизации уплаты ЕСН в бюджет
Из таблицы видно, что при фонде оплаты труда (ФОТ) 8,3 млн. руб. путем оптимизации окладов сотрудников можно существенно (в 2,8 раза) сократить сумму ЕСН, подлежащего уплате в бюджет, а «экономию» использовать на увеличение ФОТ. И вряд ли сотрудники будут возражать, т.к. их средняя реальная зарплата при этом будет увеличена с 34,6 тыс. руб. до 42,1 тыс. руб., т.е. почти на 22%. Пятеро (те, кому важно иметь высокую официальную зарплату – оформляют кредит или готовятся к выходу на пенсию) берут из полученных денег свою долю, а остальные раздают в конвертах другим сотрудникам вполне законно. Нет сомнений, что столь существенное повышение социальных налогов нанесет удар по планам развития несырьевой экономики. Таково общее мнение бизнеса. Особенно трудно придется тем, кто занимается инновациями. Вот что говорил о грядущем повышении налогов один из творцов информационных технологий в нашей стране президент группы компаний IBS А.М. Карачинский: «В прошлом году Президент и Премьер слово „инновация“ в своих официальных речах сказали 1167 раз… Я понимаю, что инновации могут работать тогда, когда есть экономика. Так вот, у нас экономическая ситуация для тех людей, которые работают и делают бизнес мозгами, ухудшится в 2011 году ровно в 2 раза…». С ним согласился член Комиссии по модернизации и технологическому развитию России при Президенте России А.Б. Чубайс, который предложил консолидироваться, чтобы препятствовать реализации повышения ЕСН: «Справедливости ради надо сказать, что эта конструкция с ЕСН бьет не только по инновационной экономике, она бьет, прежде всего, по „айтишной“ части инновационной экономики… Логика преобразования налоговой системы существует, достаточно фундированная и многолетняя… В этой логике инновационной экономики нет, она ее не видит, не знает о ее существовании. Это нужно выдвигать, нужно отстаивать, доказывать, вокруг этого нужно консолидироваться». Во-первых, следует отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. Эффект этой меры может быть достаточно велик. Например, сумма социальных взносов с вознаграждений 172 членам правлений и советов директоров 16 российских банков, получающих в среднем по 3,2 млн. рублей в месяц, будет в 94 раза меньше суммы взносов, взимаемых с такого же фонда (6,6 млрд. руб.) оплаты труда 16 тыс. человек с окладами 34 583 рубля в месяц (415 тыс. руб. в год). Это связано с тем, что рабочий день «банкира» стоит 128 тыс. рублей. Превышение необлагаемой суммы в 415 тыс. руб. у него наступает через 4 дня работы, и до конца года с него перестанут взимать социальные взносы. Если отменить эту льготу, то только в виде социальных взносов от указанных 16 банков бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей. И таких правлений и советов директоров в нашей стране не один десяток. К тому же высокие зарплаты в нашей стране получают не только члены правлений и советов директоров. Предложенная мера даст бюджету не менее 2 трлн. руб. Во-вторых, существенный дополнительный вклад в бюджет России может дать введение разработанной ИСЭПН РАН прогрессивной шкалы подоходного налога (НДФЛ). Расчеты показывают, что реализация этой меры позволит получить в бюджет дополнительно более 3,0 трлн. руб. В-третьих, существенным резервом могло бы стать повышенное налогообложение дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались. А ведь кроме металлургических компаний в России есть и другие компании, получающие большие дивиденды и уклоняющиеся от налогов с помощью оффшоров. 56% российского ВВП в 2009 году создавалось компаниями, зарегистрированным в оффшорах. В-четвертых, дополнительные сотни миллиардов рублей могли бы остаться в бюджете за счет наведения порядка с возмещением НДС при экспорте нефти, газа, металлов. Самое простое: существенно снизить для них ставку возмещения НДС, а то и отменить его. Так поступил Китай по отношению экспорта около 3 тыс. наименований своей продукции. Для России это особенно актуально. Дело в том, что с 1 января 2006 года порядок возмещения НДС в нашей стране был изменен. Согласно новым правилам возмещению подлежит НДС, входящий в стоимость полученных материалов без их оплаты. Достаточно лишь счета-фактуры, на которой, согласно тем же правилам, не требуется даже печати. После этого объем возмещений НДС существенно возрос. По данным Федеральной налоговой службы, темпы роста возмещения НДС по экспортным операциям за 7 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года по трем основным экспортным отраслям составили: добыча и переработка нефти – 250,8%, добыча газа – 187,6%, металлургическое производство – 227,1%. И это никак не связано с ростом экспорта, который остался на прежнем уровне. Всего в 2006 году в виде возмещений НДС экспортерам было выплачено 706 млрд. руб. Объем возмещений НДС рос и в последующие годы. В 2008 году было возмещено более 900 млрд. руб. Но прежде, чем снижать ставку возмещаемого НДС экспортерам нефти, газа и металлов, целесообразно разобраться в причинах роста возмещений в 2–2,5 раза в 2006 и последующих годах. Не здесь ли резервы бюджета? Добавить комментарий |
Комментарии: